ЗА ПОСЛЕДНИЕ ДЕСЯТИЛЕТИЯ по миру, на постсоветском пространстве в частности, прокатилась волна так называемых "цветных революций". При всем различии национальных названий ("революция роз" - в Грузии, "оранжевая революция" - на Украине, "тюльпановая" - в Киргизии, "картофельная" - в Белоруссии) они развивались по одному и тому же сценарию.

Первый - подготовительный этап - охватывает достаточно длительный отрезок времени и рассчитан на всестороннюю мобилизацию сил, которые предполагается привлечь к участию в намечаемых мероприятиях. Подготовка начинается с установления и поддержания активных контактов с внутренней оппозицией страны, избранной в качестве субъекта "революции". Деятельное участие в подобной работе принимают также американские дипломатические и консульские представительства.

Первостепенное внимание в работе с оппозицией уделяется лицам, которые намечаются на ключевые государственные посты после "революции" - их, как правило, приглашают на учебу в высшие учебные заведения США.

Другим важным направлением подготовки является работа с политической элитой и представителями правоохранительных органов. Цель такой работы - парализовать во время "революции" деятельность центральных государственных органов.

Значительное внимание уделяется также работе с молодежью - из нее формируются полувоенные организации, способные в случае необходимости осуществить силовые операции.

Поскольку каждая "революция" приурочивается к парламентским или президентским выборам, в поле зрения находится и работа с определенными категориями избирателей. Их финансовая подпитка осуществляется с учетом того, что они должны не только проголосовать за нужного кандидата, но и принять участие в акциях с целью оказания давления на государственные органы.

Неотъемлемой частью подготовки "революции" является щедрое финансирование оппозиционных сил, осуществляемое, как правило, через американские общественные фонды. Наиболее активное участие в подготовке и проведении "демократических революций" в Грузии, на Украине и в Киргизии принял Фонд Сороса. О масштабах финансирования "революций" дают приблизительное представление данные, опубликованные печатью США. На подготовку "оранжевой революции" на Украине было израсходовано 65 млн. долларов и на ее проведение - еще 18 млн. долларов.

И тем не менее в Вашингтоне считают, что "цветные революции" обходятся дешевле, чем свержение режимов путем вооруженного вторжения, после которого приходится затрачивать огромные финансовые средства на восстановление разрушенной военными действиями страны. Президент Дж.Буш, выступая в середине мая 2005 года в Международном республиканском институте в Вашингтоне, огласил следующие финансовые сведения: на войну в Афганистане и Ираке США затратили, начиная с 2001 года, 300 млрд. долларов, а на поддержку "цветных революций" за тот же период времени - только 4,6 млрд. долларов1.

Сами "революции" представляют собой сочетание мирных и насильственных средств для свержения неугодных США режимов. Поводом для начала "революции" служит, как правило, обвинение государственных органов в фальсификации итогов выборов. На основе этих обвинений предпринимаются усилия объединить не только оппозиционные силы, но и избирателей и организовать массовые демонстрации протеста.

Одновременно на исполнительную и законодательную власть оказывается массированное давление, включая прямые угрозы физической расправы с их официальными представителями и родственниками, если будут приняты неприемлемые для оппозиции решения.

Подготовка Вашингтоном "цветных революций" выражается в создании для этой цели новых организационных структур в системе государственной власти США. Выступая в мае 2005 года в упомянутом Международном республиканском институте в Вашингтоне, Президент США предложил сформировать целую сеть новых учреждений, которые американская пресса назвала "спецназом демократии". Как выразился Дж.Буш, "для распространения демократии по всему миру" предполагается создать государственный орган под безобидным названием "Группа срочного реагирования". По его словам, ее намечается "оперативно направлять в кризисные районы для быстрого наведения порядка в местном госаппарате". Кроме того, предлагается учредить "Фонд реагирования" на конфликты, связанные с проведением "цветных революций". На его содержание из бюджета выделяется 100 млн. долларов.

Координацию действий вновь создаваемых структур, направленных на поддержку "новых демократий", будет осуществлять организуемое в Госдепартаменте Управление по восстановлению и стабилизации. Дж.Буш подчеркнул, что "новые государственные структуры в своей работе будут опираться на посольства и другие официальные учреждения США за рубежом"2.

Как же свершались "цветные революции", какие в них участвовали силы и к каким политическим последствиям они привели?

Первая революция на постсоветском пространстве под названием "революция роз" произошла в Грузии. По замыслу, целям и технологии она носила специфический характер и существенно отличалась от последующих "революций". В Грузии применялся опыт, приобретенный при свершении "каштановой революции" в Сербии, когда был свергнут Президент С.Милошевич. Специфический характер "революции роз" состоял в том, что в результате был отстранен от власти не противник, а бывший союзник США Президент Э.Шеварднадзе и отстранен только за то, что, по мнению Вашингтона, "недостаточно активно отстаивал американские интересы".

Другая особенность грузинской "революции" в том, что она не была приурочена к президентским выборам. При активном участии внутренней оппозиции во главе с М.Саакашвили были организованы массовые выступления населения с требованием отставки Э.Шеварднадзе, и он был вынужден под напором демонстрантов уйти в отставку.

По иному сценарию развивались события во время "оранжевой революции" на Украине. Проамерикански настроенный политик В.Ющенко был избран президентом с отрывом на 8% голосов от своего оппонента, бывшего премьер-министра В.Януковича.

Объясняются столь неблагоприятные для бывших правящих кругов итоги голосования нерешительностью, непоследовательностью действий их лидеров, которые в ходе "оранжевой революции" не воспользовались шансом, чтобы повернуть развитие событий в свою пользу. Не предпринималось никаких мер против формирования "пятой колонны". Правительство пасовало перед оппозицией, опасаясь, что решительные действия населения Юго-Восточной Украины повлекут за собой гражданскую войну и раскол страны.

Правоохранительные органы никак не реагировали на открытые призывы руководителей оппозиции захватывать власть, правительственные учреждения, банки, почту, телеграф. В.Янукович постоянно повторял, что, если прольется кровь, он откажется баллотироваться в президенты. Его ошибкой было и сделанное им В.Ющенко предложение выступать совместно на выборах, положив в основу компромиссную программу.

Это предложение не учитывало, что американцам было бы неприемлемо правительство, сформированное на компромиссной основе. Само выдвижение подобного предложения было расценено как проявление слабости В.Януковича и неуверенности в себе.

При организации "цветной революции" в Молдавии американцы были вынуждены вносить коррективы в свою тактику. Изначально они ориентировались на поддержку партий, стоящих в оппозиции коммунистическому правительству. Однако неожиданно Президент В.Воронин и стоящие за ним политические силы резко изменили свою внешнеполитическую ориентацию на Америку. В этих условиях организаторы "революции" отказались от ее проведения.

В преддверии парламентских выборов был осуществлен ряд мер, призванных продемонстрировать, что нынешнее руководство занимает более приемлемую для США позицию, чем оппозиционные партии. Из республики была выдворена группа российских граждан якобы за проводимую ими подрывную работу, одновременно было отказано наблюдателям от СНГ принять участие в процессе наблюдения за ходом намеченных парламентских выборов, а также задержана на границе и отправлена на родину группа наблюдателей, прибывших из Санкт-Петербурга.

"Тюльпановая революция" в Киргизии развивалась далеко не по сценарию, разработанному в Вашингтоне. Вспыхнувшие в столице волнения среди населения проходили под лозунгом отставки президента и правительства. Президент покинул страну, а затем по договоренности с оппозицией добровольно ушел в отставку. Сразу был сформирован новый парламент, создано новое правительство, а позже состоялись выборы, на которых был избран новый президент.

Если не считать стихийного бунта, сопровождавшегося грабежами магазинов, уничтожением имущества, поджогами зданий, переход власти прошел мирно, без кровопролития.

К власти от оппозиции пришли государственные деятели, имевшие длительный опыт дружественного делового сотрудничества с нашей страной.

Это определило характер политики современной Киргизии. Президент неоднократно заявлял, что российско-киргизские отношения будут подняты на качественно новый уровень. По заявлению других официальных лиц, Киргизия привержена СНГ, которое является для нее "очень важной площадкой, связывающей многие страны, имеющие сегодня довольно разные внешнеполитические ориентации"3.

"Цветная революция" в Азербайджане была лаконичной по времени. Этому способствовало раскрытие правоохранительными органами антигосударственного заговора, в котором приняли участие многие руководители оппозиции. В результате их ареста оппозиция, готовившая "революцию", была обезглавлена и не смогла организовать массовых выступлений населения против власти. Все закончилось вялыми демонстрациями протеста против якобы фальсифицированных выборов.

Еще более сокрушительным провалом завершилась "картофельная революция" в Белоруссии. Несмотря на щедрую финансовую подпитку внутренней оппозиции со стороны США, она не смогла организовать сколько-нибудь массовых выступлений избирателей против власти. Правоохранительные органы проявили полную лояльность правительству и в зародыше подавляли враждебные выступления оппозиционных сил.

Хотя Запад развернул крупномасштабную пропаганду против Президента А.Лукашенко, он одержал внушительную победу - за него проголосовали 82,6% избирателей. Большинство присутствовавших международных наблюдателей признало выборы честными и справедливыми. Только представитель ОБСЕ заявил, что выборы не соответствовали принятым на Западе стандартам. Однако он не смог привести каких-либо доказательств, подтверждающих это несоответствие.

Какие же политические и общественные последствия влекут за собой "цветные революции"?

В отличие от классических революций происходит не смена общественного строя, а смена политических элит, так как борьба идет в рамках существующего государственного устройства на базе избирательных кампаний. Придя к власти, новая политическая элита максимально использует государственный ресурс, судебную машину, для того чтобы ослабить своих внутренних противников или вообще устранить их с политической сцены.

Наличие в стране послушной Западу властной элиты позволяет им влиять на ситуацию в государстве, на происходящие в нем внутренние процессы и на его внешнеполитическую ориентацию.

Основное внимание со стороны США уделяется поддержанию армии и полиции. На эти цели выделяются из бюджета финансовые средства, направляются инструкторы для обучения солдат и офицеров. Финансирования экономики и социальных потребностей Соединенные Штаты стараются избегать.

Государства, в которых одержали верх "цветные революции", проводят откровенно проамериканский курс, стремятся вступить в НАТО и европейские структуры и связать свое будущее с западным миром. Особенно наглядно это проявилось в политике Грузии и Украины.

Пришедшее в результате "цветных революций" руководство этих стран определило новые приоритеты во внешней политике, обозначив следующие главные направления.

Выдвинута и в спешном порядке реализуется задача вступления стран в Североатлантический блок. Проведенное по инициативе Киева в мае 2005 года заседание Комиссии Украина - НАТО было целиком посвящено вопросу скорейшего оформления ее членства в альянс. Конкретизирован новый характер отношений, сформулированный как "интенсифицированный диалог" о вступлении Украины в НАТО. По этому вопросу подписан специальный документ "Укрепление сотрудничества Украины с НАТО". В нем предусматривается расширение взаимосвязей и контактов в сфере политики и безопасности, а также в оказании помощи при проведении военной реформы, нацеленной на то, чтобы украинская армия отвечала стандартам Североатлантического блока.

Одновременно в Тбилиси прошли переговоры со специальным представителем НАТО, который заявил, что руководство альянса готово рассмотреть по просьбе М.Саакашвили вопросы, связанные с "интенсификацией диалога" об интеграции Грузии в НАТО.

В качестве одной из приоритетных поставлена задача возродить и вдохнуть новую жизнь проамериканскому объединению ГУАМ. Для этого предполагается расширить его путем привлечения Румынии и прибалтийских стран и создать пояс недружественных России государств. Такая задача под прикрытием демократии сформулирована в принятом на заседании саммита ГУАМ заявлении "Создавая демократию от Балтики до Черного моря".

В рамках объединения также подготовлен перечень проектов, прежде всего экономического характера, направленных на обеспечение независимости участников от российских поставок энергоносителей.

Таким образом, предпринимаются активные усилия по формированию параллельной СНГ организации, способной конкурировать с ней в политической и экономической областях.

При сохранении такой тенденции на пространстве СНГ могут возникнуть разделительные линии, которые при активной поддержке США и при наличии разногласий между двумя организациями могут превратиться в глубокий водораздел.

При деятельном участии Грузии и Украины в рамках ГУАМ сформулирована задача лишить Россию доминирующей роли в урегулировании региональных конфликтов в Абхазии, Южной Осетии, Приднестровье и Нагорном Карабахе путем привлечения новых игроков в лице США и Европей-ского союза, а также замены российских миротворческих сил.

Взятый США курс на организацию "демократических революций" в странах СНГ имеет долгосрочный характер. Эта линия заняла во внешней политике одно из центральных мест. Печально известная речь американского президента в мае 2005 года на митинге в Братиславе носила в этом отношении программный характер. Он высоко оценил "демократические революции" в Грузии и на Украине и обозначил очередность последующих "революций". Особо американский президент остановился на Белоруссии, борьбу против существующего в ней режима он выделил в качестве первоочередной задачи.

Повышенное внимание Вашингтона к Белоруссии вызвано опасениями, что происходящие между Россией и Белоруссией интеграционные процессы могут ускорить формирование Союзного государства, что затруднит реализацию плана осуществления "демократической революции" в Республике Беларусь.

После "цветных революций" в Грузии и на Украине встал вопрос: возможна ли подобная "революция" в России? Этот вопрос оказался предметом не только отдельных статей и комментариев, но и теоретических дискуссий, в ходе которых выявились две группы с полярными взглядами по данной проблеме.

Сторонники первой группы, называемые "оранжескептиками", негативно относятся к возможности развития событий по грузинскому или украинскому сценарию, поскольку они считают, что в России иные форматы разрешения подобных конфликтов. Специфика российского выхода из кризиса, по их мнению, заключается в высокой вероятности реализации силового варианта, аналогичного тому, как это произошло в октябре 1993 года.

Приверженцы второй группы - "оранжеоптимистов", напротив, полагают, что "оранжевая революция" не только возможна, но и неизбежна. В соответствии с их концепцией "оранжевая революция" не является импортируемой технологией, ее источники находятся не в зарубежных центрах, а она вызревает в самой политической системе России.

Анализ существующей в России ситуации показывает, что начатая Вашингтоном подготовка "оранжевой революции" в нашей стране не имеет шансов на успех. В России отсутствуют полностью или частично те компоненты, на которые опирались организаторы "цветных революций" в Грузии и на Украине.

Во-первых, организаторам "оранжевой революции" не удастся привлечь на свою сторону властную федеральную элиту, которая в своей преобладающей массе ориентируется на национальные интересы России.

Во-вторых, вряд ли им удастся парализовать деятельность правоохранительных органов, как это было во время "оранжевой революции" на Украине. Есть все основания полагать, что органы безопасности и милиция сохранят верность государственной власти и предпримут в случае необходимости соответствующие меры.

В-третьих, избиратели в своей основной массе воздержатся от поддержки оппозиции и проголосуют за национально-ориентированные партии.

В-четвертых, оппозиция расколота и не сможет оказать действенной помощи организаторам "оранжевой революции".

В-пятых, невелики шансы у организаторов "оранжевой революции" сплотить вокруг себя молодежь, за исключением нескольких немногочисленных молодежных организаций экстремистского толка.

И в заключение о том, как реагируют страны СНГ на вызов, брошенный им Соединенными Штатами Америки.

В руководстве ряда государств растет понимание нависшей угрозы и необходимости принятия неотложных мер по укреплению государственной власти, реформированию клановой экономики, повышению жизненного уровня населения, оперативному решению накопившихся социальных вопросов. Именно урегулирование всего этого комплекса проблем укрепит политические режимы в странах СНГ, сделает их менее восприимчивыми для "цветных революций". Предпринимаются усилия, чтобы перекрыть возможные пути для проникновения иностранных организаций, работающих среди населения и подготавливающих почву для "цветных революций".

Парламентом Казахстана принят закон, ужесточающий порядок регистрации и деятельности международных неправительственных организаций. Отныне они обязаны проходить обязательную регистрацию в государственных органах. Им запрещается участвовать в мероприятиях, направленных на обострение социально-экономической ситуации, выражающейся в расслоении общества, организации межнациональных и межконфессиональных конфликтов, массовых беспорядков, несанкционированных митингов, шествий и демонстраций.

Закон строго регулирует финансовую деятельность иностранных организаций, которая должна быть прозрачной. Анонимные пожертвования запрещаются, а само финансирование осуществляется с согласия местных органов власти.

Разработан также механизм, позволяющий временно приостанавливать деятельность любого нежелательного общественного объединения. По решению суда или прокуратуры деятельность объединения может быть приостановлена на срок от трех до шести месяцев.

Аналогичный закон, направленный на ужесточение контроля за деятельностью иностранных организаций, принят и в Белоруссии.

Предпринятые странами СНГ профилактические меры полностью себя оправдали.

 

1  Независимая газета, 20.05.2003.

2  Независимая газета, 29.05.2005.

3  Независимая газета, 19.04.2004.