Азъ бо есмь в чину учимыхъ и учащихъ мя требую*
(* "Я - ученик, и мне нужны учителя" - надпись на личной печати "урядника Преображенского полка Петра Михайлова". Этой печатью - с изображением молодого плотника, окруженного корабельными инструментами и орудиями, - Петр I пользовался как участник Великого посольства 1697-1698 гг. Оттиск печати был обнаружен на письме к Федору Юрьевичу Ромодановскому, отправленном Петром I из Амстердама 17 августа 1697 года.)
ПОВЫШАТЬ уровень своего образования за границей во все времена считалось делом благородным и престижным. Движимые жаждой просвещения не только приобретали фундаментальные знания, они, вольно или невольно, активно включались в диалог культур: это были первые шаги к пониманию людей с другой системой ценностей, другим мировоззрением.
Отдельные контакты на личном уровне подобно небольшим ручьям сливались в мощный поток кросскультурной коммуникации на уровне государств. Активное межкультурное взаимодействие явилось необходимым условием для формирования национальной идентичности, становления самосознания этносов и народов. Подобно индивиду, который в процессе социализации становится уникальной личностью, народ и государство приобретают собственное неповторимое "я" в тесном контакте с аналогичными формами организации общества. Это взаимодействие - процесс постоянный. На его фоне культурная и цивилизационная замкнутость - явление временное, по прошествии которого наступает этап бурной активности, поиска гармонии исторического развития.
История Российского государства - очередное тому подтверждение. Именно так, после веков относительной изоляции, Петровская эпоха становится периодом ценностно-культурного обновления и цивилизационного возрождения. Колоссальному потенциалу России, ее социальной энергии и силе необходима была форма приложения для осуществления стоявших перед государством стратегических целей. Историческая судьба вела Россию по пути становления как евразийской державы, гармонично сочетающей в себе духовность Востока и рационализм Запада. А западного в ней на тот период было недостаточно.
После возвращения из Великого посольства Петра I начались радикальные преобразования, ориентиром которых выступали интеллектуальные, ценностно-культурные и материальные ресурсы стран Западной Европы. Начинается настоящая (однако в редких случаях добровольная) охота за знаниями, технологиями и, как сейчас модно говорить, "ноу-хау", занявшая место в ряду важнейших элементов внешней политики.
Одним из центров этого интеллектуального паломничества была Германия, с ее развитой научной базой, глубокими и богатыми академическими традициями и широко известной культурой качественного преподавания. Именно Германия во многом стала для возрождающейся России "окном" в европейскую культуру. Неудивительно, что в российском обществе на протяжении веков и по настоящее время сохраняется устойчивый интерес к Германии и уважение к этой стране.
Исторически обусловленная накопленным с XVII века богатым опытом обучения российских специалистов в германских университетах и активно развивающаяся в настоящее время практика стажировок российских госслужащих в ФРГ прочно вплелась в ткань современных российско-германских отношений. Многочисленные проекты и программы, осуществляемые на разных уровнях по этой линии, вносят существенный вклад в позитивную динамику партнерства двух стран в сфере политики, экономики и культуры.
Успешное сотрудничество на этом направлении ведется и по линии министерств иностранных дел России и Германии, в рамках действующей с 1992 года Программы подготовки иностранных дипломатов при МИД ФРГ.
Я принимал непосредственное участие в этой уникальной программе в качестве представителя МИД России на 30-м международном курсе подготовки иностранных дипломатов, проходившем в Берлине в прошлом году. Время позволяет, слой за слоем снимая поверхностные впечатления (а таковых оказалось немало), увидеть и всесторонне осмыслить суть происходящего, дать взвешенную оценку событиям. Следуя мудрым словам Конфуция "Учиться и не размышлять - напрасно тратить время…"1, хотелось бы суммировать свои размышления о полученных знаниях и опыте, подробно осветить сущность этой учебной программы, идеи и принципы, заложенные в ее основу, а также их реализацию на практике.
Программа подготовки иностранных дипломатов, по замыслу ее создателей, является своего рода жестом доброй воли, призванным отражать возрастающую роль Германии и ее ответственность в формировании современного миропорядка. В рамках этой программы предусматриваются регулярные курсы подготовки (повышения квалификации) на немецком и английском языках для молодых дипломатов более 50 стран - партнеров ФРГ. Основная цель - подготовить молодых, энергичных и перспективных дипломатических работников к требованиям и реалиям современной внешнеполитической деятельности, вызовам и открывающимся новым возможностям, связанным с глобализацией и трансформацией мирового сообщества в XXI веке.
Своего рода концептуальным фундаментом программы по подготовке иностранных дипломатов при МИД ФРГ и проводимых в ее рамках учебных курсов является понятие "сетевая дипломатия". При этом термин "сеть" целесообразно в данном случае рассматривать как широкую аналитическую категорию системного подхода, спроецированную на чрезвычайно сложную и многомерную структуру мировой политики. Именно в этом качестве понятие "сетей" постепенно интегрируется в теорию и практику современных международных отношений. В данном конкретном случае цель концепции "сетевой дипломатии" определяется как становление и развитие тесных межличностных контактов среди молодых дипломатов разных стран, создание на этой основе атмосферы доверия и сотрудничества в долгосрочной перспективе.
Особое значение теория и практика сетевого взаимодействия призвана играть в эпоху глобализации. Компрессия пространства и времени посредством телекоммуникационных и транспортных технологий, усложнения структуры мирового сообщества, возрастающей взаимозависимости его составляющих создает благодатную почву для различного рода сетевых систем. Пространственно-временные ограничения уже не оказывают определяющее влияние на взаимодействие элементов, составляющих эти системы.
На микроуровне ключевые факторы, определяющие динамику развития систем в эпоху глобализации, - личная мотивация субъекта, соответствующее нынешним реалиям глобальное мышление, определенный набор ресурсов - позволяют задействовать информационную, основывающуюся на современных технологиях инфраструктуру, посредством которой материализуются идеи, воплощаются в жизнь новые стратегии.
Курсы повышения квалификации при МИД ФРГ как раз призваны прививать новые принципы дипломатической работы, новый взгляд на мир, формировать глобальное мышление и его опорные ценности.
Проект курсов, подразумевающий участие дипломатов из Центральной и Восточной Европы, Центральной Азии и Закавказья, был впервые реализован 25 мая 1992 года. Программа разрабатывалась на учебной базе Академии дипломатической службы МИД ФРГ. Участники первого учебного курса - 28 дипломатов из 14 государств (среди них один представитель МИД России) - получили уникальную возможность в течение четырех месяцев подробно ознакомиться с особенностями работы МИД ФРГ, основными принципами и механизмами внешней политики Германии "изнутри", в непосредственном контакте со своими немецкими коллегами.
Востребованность этой программы возросла настолько, что уже с 1993 года, чтобы удовлетворить запросы министерств иностранных дел стран-партнеров из Центральной и Восточной Европы, немецкая сторона вынуждена была организовывать по два курса в год: осенний и весенний. А с 1997 года, очевидно по причине увеличенной нагрузки на бюджет, пришлось ограничить общее число участников каждого курса примерно с 30 до 20 человек.
Руководствуясь целью укреплять европейско-исламский диалог, что стало особо значимым после трагических событий 11 сентября 2001 года, в рамках курсов была разработана программа для дипломатов из исламских стран и отдельный курс для дипломатов из Афганистана.
Весь учебный процесс ведется исключительно на немецком языке. Это, как показывает практика, и чему я сам был свидетелем, позволяет дипломатам с базовыми знаниями языка в течение четырех месяцев при должном усердии усовершенствовать их до уровня свободного общения.
Весьма разнородный профессорско-преподавательский состав состоит из сотрудников МИД, а также других министерств и ведомств ФРГ, профессоров германских университетов, представителей международных организаций, сотрудников научно-исследовательских институтов, государственных и частных фондов, транснациональных корпораций. Главное - задавать как можно больше вопросов и, что зачастую случается с людьми, не имеющими большой языковой практики, не бояться говорить. Отточенность грамматических конструкций и гармония слова приходят со временем. А в данном конкретном случае важно, как бы это банально ни звучало, донести свою мысль до преподавателя и попытаться понять то, что он вам отвечает, не упуская ни единой детали. Здесь следует сконцентрироваться на содержании, а не на форме. Активность, открытость и повышенная внимательность - залог успеха.
Первое, что сразу привлекло мое внимание, - традиционная для немцев четкая организация процесса. За два месяца до начала занятий мне как предполагаемому участнику предоставлялась вся необходимая информация о концепции курсов, элементах программы, времени и месте проведения учебных мероприятий, об условиях проживания, а также подробная контактная информация координаторов в МИД ФРГ. При этом всегда была возможность уточнить недостающие детали. Следует отдать должное сотрудникам политического отдела посольства ФРГ в Москве. Подробные ответы на свои многочисленные вопросы я получал весьма оперативно, даже в тех случаях, когда им приходилось запрашивать непосредственных организаторов в Берлине.
После окончательного утверждения моей кандидатуры предстояло пройти собеседование в посольстве ФРГ. Проверялся уровень знания немецкого языка, определялся круг интересов. Мне предложили дополнительные двухмесячные курсы немецкого языка в Институте имени Гете в Берлине.
Я не стал отказываться от возможности усовершенствовать свои знания немецкого, в деталях ознакомиться со всеми культурными достопримечательностями Берлина и, наконец, пожить два месяца студенческой жизнью. И это при том, что Федеральное министерство иностранных дел Германии полностью обеспечивало проживание и медицинскую страховку на все время пребывания учащихся в Германии, а также проезд на всех видах общественного транспорта по Берлину. Кроме того, участникам выплачивалась небольшая стипендия.
Мои первые впечатления о Берлине со временем полностью подтвердились. "Столица Германии… становится все более интернациональным городом и утрачивает прежний ультранемецкий характер. Город поражает своей чистотой, благоустройством, красотой новых построек, шириной новых улиц, упорядоченностью во всех отношениях и умением сделать жизнь относительно недорогой… К чести Берлина следует сказать, что он уже значительно утратил свою прежнюю обособленность, и иностранцу в нем живется легко и недурно, к какой бы национальности он не принадлежал"2. Этот отрывок из путеводителя 1905 года весьма актуален и сегодня. Город мог меняться по форме, но по сути своей он остался прежним, со своим вечным порывом к обновлению и уникальным гармоничным сочетанием старого и нового, классики и модерна. Создается ощущение, что Берлин в своем развитии перескакивает через настоящее, совершая стремительный прыжок из прошлого в будущее.
Однако времени на наслаждение красотами Берлина оставалось весьма немного. Стиль жизни приходилось полностью подстраивать под требования учебного процесса. Хотелось бы подробно описать его специфику и отдельные элементы.
Программу обучения характеризуют высокая интенсивность и насыщенность. Каждый раз предлагалось новое сочетание теоретических, практических и интерактивных модулей. Например, один день - семинары, выступление с докладом или проведение презентации и экскурсия, другой - лекции, ролевые игры, языковая подготовка и участие в протокольных мероприятиях. Подобный график, с позиции учащегося, позволяет постоянно держать себя "в тонусе", дает пищу для ума, развивает способность быстро адаптироваться к новой ситуации, перестраиваться в соответствии с новыми задачами и воспитывает определенную стрессоустойчивость.
На курсах - в условиях полной свободы самовыражения - приветствовались инициативность и открытость, что позволяло учащимся в полной мере реализовывать свой креативный потенциал.
Все элементы программы ориентированы на интенсивный диалог, полемику и обмен мнениями. На обсуждение выносились любые темы, но предпочтение, как правило, отдавалось перспективам развития нового миропорядка, вопросам современной безопасности и глобализации. Возникающие между участниками курсов академические споры поощрялись, в ряде случаев сознательно провоцировались преподавателями, чтобы дать учащимся возможность на практике проверить свои знания, испытать умение отстаивать свою позицию, способности аргументации и убеждения, оценить свою выдержку и, наконец, чувство такта.
Пришлось не раз принимать участие в подобных словесных "баталиях", не только с коллегами по учебе, но и с преподавателями. Особенно запоминающимися для меня были дискуссии с известным немецким историком профессором Грегором Шелльгеном, который во многом раскрыл для меня немецкий взгляд на тесно переплетенные исторические судьбы наших народов. Должен заметить, что преподаватели всегда проявляли аккуратность и тактичность в обсуждении острых вопросов, дабы избегать политизированных конфронтаций и направлять обсуждение и споры исключительно в конструктивное русло.
Первый, своего рода вводный курс лекций и семинаров был посвящен общей, глобальной внешнеполитической ситуации, а также месту Германии в мировой политике и истории. Подробно освещались ключевые моменты новейшей истории, прослеживалась поэтапная эволюция социально-политической организации мирового сообщества на пути к современному миропорядку.
В рамках отдельного семинара исследовались государственно-правовые механизмы Федеративной Республики Германия. В деталях рассматривались Основной закон, теоретический базис и практика федерализма, роль партий в политической жизни государства.
Для учащихся было организовано несколько семинаров по актуальным вопросам мировой экономики. Основной упор при этом делался на занятия по компьютерному экономическому анализу, моделированию и составлению экономических прогнозов. Проводивший эти занятия профессор Гюнтер Габиш, на моей памяти - один из немногих преподавателей экономики, которому системно и доступно удалось изложить основы экономической теории за полчаса.
Вопросам европейской интеграции в рамках данных курсов отводилось особое внимание. Цель данного семинара - дать учащимся возможность подробно исследовать концептуальные основы современного Евросоюза, его структуру и механизмы принятия решений. Интересным представляется то, что ЕС, в рамках данного модуля, изучался как единая многоуровневая система. Подробно освещались процессы расширения Европейского союза и углубления интеграции.
Тема глобализации как совокупности процессов, формирующих структуру современного общества и задающих направление его эволюции, в тех или иных аспектах затрагивалась во всех элементах учебной программы. При этом учащегося постоянно "приводили" к мысли о системном расколе современного мира: темп трансформации современного мирового сообщества ускоряется, что приводит к образованию в ряде регионов, как например в Западной Европе, передовых, эффективно развивающихся социально-политических и экономических структур, в других регионах, наоборот, итогом является дезинтеграция, кризисы, конфликты и хаос.
Пристальное внимание уделялось новым вызовам, с которыми сталкивается Германия и ЕС в эпоху глобализации: меняющаяся расстановка сил на международной арене, процессы дезинтеграции, обострение межэтнических и межрелигиозных конфликтов, "несостоявшиеся государства", новые "глобальные игроки" в лице крупных неправительственных организаций и транснациональных корпораций, необходимость совершенствования демократических механизмов, нелегальная иммиграция, формирование замкнутых этнокультурных анклавов в Европе, вспышки национализма и религиозной нетерпимости. Наконец, перед учащимися ставились фундаментальные вопросы: каково место Европы в современном мире глобализации, какова реальная степень единства единой Европы, где проходят границы современной Европы и чем они определяются: ценностно-культурным или географическим фактором?
Довольно информативным выглядел обзор современной европейской архитектуры безопасности. В частности, рассматривается такой интересный вопрос, как перспективная роль НАТО в мире "столкновения цивилизаций".
С точки зрения концепции, методики проведения и практической пользы особого внимания заслуживает интерактивный модуль "Внешняя политика-2030".
Основная цель данного семинара - проанализировать по заданным параметрам современное положение ряда государств на международной арене и с учетом специфики и динамики их развития спрогнозировать их место в системе международных отношений к 2030 году. Среди исследуемых государств как наиболее влиятельные и перспективные выделялись США, Россия, Китай, Япония, Индия, страны Европейского союза как единая политическая и экономическая система и исламский мир как некое гетерогенное социокультурное единство.
В ходе учебного процесса учащиеся разбивались на группы по три-четыре человека, каждая из которых готовила оценку по выбранной ими стране или группе стран. Рассматриваемые параметры - стабильность и эффективность политической системы, возможности политического влияния на международной арене, уровень экономического развития, военная мощь, научно-технологические достижения, демографические показатели, культурное влияние и другие. Оценки по данным параметрам (по пятибалльной шкале) затем суммировались и по общему баллу, представляемому каждой группой по выбранной стране, проводились короткие прения. По итогам прений в ходе голосования простым большинством принималась итоговая оценка, в соответствии с которой определялся статус исследуемого государства.
Всем этим "оркестром" виртуозно дирижировал профессор Райнхардт Беттцюге, высококвалифицированный дипломат и тонкий психолог, искусный оратор, способный пробудить в своих слушателях жажду мысли. А это, с моей точки зрения, - самое важное качество для преподавателя.
С педагогической точки зрения данный семинар привлекает прежде всего тем, что от учащихся требуется интенсивная информационно-аналитическая работа в команде. За короткое время (один-два часа) необходимо выбрать источники, наиболее полно отвечающие поставленной задаче, проанализировать их, сделать выводы и быть готовым обосновать их в коротком выступлении. Необходимо учитывать, что при этом учащиеся из других групп могут выступить с противоположных позиций, попытаться опровергнуть вашу точку зрения, доказать свою правоту и убедить других участников семинара принять их оценку. Таким образом, предоставляется хорошая возможность потренировать свою способность аргументации и красноречия.
Весьма интересными и полезными представляются теоретические и практические занятия по взаимодействию со СМИ. Для современного дипломата умение эффективно сотрудничать с представителями СМИ не менее важно, чем, например, навыки информационно-аналитической работы. Это своего рода часть современных "правил игры". Не зная их, невозможно не только добиваться успеха, но и просто полноценно работать.
Как правильно дать интервью на радио и телевидении, как выступить с речью или заявлением, как при этом себя держать, как строить выступление, какую лексику подбирать, наконец, как обходить острые углы, двусмысленности и не попасть в ловушку и т.д. - все эти вопросы детально рассматривались в теории, а затем и на практике.
Практическая часть наиболее важна. Каждый учащийся получал задание выступить с речью или заявлением на определенную тему. Выступления записывались на камеру, после чего всей учебной группе предлагалось посмотреть запись и оценить работу. Отмечались сильные и слабые стороны, выявлялись и комментировались ошибки. После чего предлагалось выступить с тем же самым заданием еще раз, осмыслив и исправив имевшиеся ранее недочеты.
Подобные занятия позволяют не только увидеть и оценить себя со стороны, но и постепенно укрепить уверенность в себе, избавиться от "страха толпы".
Экскурсии представляют собой отдельный блок учебной программы, весьма органично сочетающий приятное с полезным. В рамках курсов предусматривалось посещение Ведомства Федерального канцлера, Бундестага, Бундесрата и ряда других государственных учреждений и общественных организаций. Помимо подробных лекций, у учащихся была возможность побеседовать с сотрудниками и ознакомиться с деятельностью того или иного учреждения "изнутри".
Организаторы также предлагали экскурсии в Мюнхен (с посещением Государственной канцелярии, главного офиса и одного из заводов автоконцерна "БМВ"), Трир и другие города ФРГ.
Эти поездки дают весьма полное представление об истории Германии, ее разносторонней и богатой культуре. Не говоря уже о ярких, запоминающихся на всю жизнь впечатлениях: прокатиться "с ветерком" по прекрасным немецким дорогам на автомобиле, который еще час назад собирали у вас на глазах, - такая возможность выпадает редко.
Особо стоит выделить организованные германской стороной учебные экскурсии в Женеву, в рамках которой было предусмотрено посещение представительства ФРГ при ООН и Международного комитета Красного Креста, а также в Брюссель, с посещением и ознакомительными лекциями в штаб-квартире НАТО и Комиссии Европейских сообществ.
Слушателям курсов предоставлялась возможность участия в различных научно-практических конференциях. Следует подчеркнуть, что нам отводилась роль не наблюдателя со стороны, а непосредственного участника, который мог (и, как это подразумевалось организаторами, должен был) высказать свои соображения по интересующим его вопросам или аспектам рассматриваемой темы. Как показывает практика, у немцев подобные мероприятия весьма эффективно организованы, а дискуссии отличаются конструктивностью и стремлением избегать отвлеченные споры.
Подводя итоги, еще раз отмечу, что курсы подготовки иностранных дипломатов при МИД ФРГ дают широкомасштабный обзор места и роли Германии в глобальной социальной метасистеме в политическом, экономическом, правовом и культурном измерениях. Учебный процесс основан на работе с актуальной информацией и проводится с четкой привязкой к современным событиям. Он отличается разнообразием методик и высокой степенью интерактивности.
Должен отметить, что и германская сторона имеет немалую выгоду от затраты сил и средств на организацию учебных курсов. Постоянный анализ информации об учащихся позволяет отслеживать и сравнивать уровень образования и профессиональной подготовки молодых дипломатов государств-партнеров. Данные курсы также дают возможность получить информацию о перспективных сотрудниках, которые будут работать на немецком направлении внешней политики соответствующих государств.
Наконец, эти курсы повышения квалификации, как любая программа обучения, создают потенциальные возможности для внесения определенных корректив в систему взглядов учащихся. Они могут способствовать постепенному формированию у учащихся положительного образа Германии если не в сознании, то подсознательно. Это - своего рода комплексная политическая реклама страны.
Успех немецкой внешней политики на конкретном направлении во многом зависит от восприятия ее на местах. А адекватное с немецкой точки зрения ее понимание, не говоря уже о выгодном ее разработчикам восприятии, возможны, вероятнее всего, при наличии позитивного образа ФРГ в рамках глобального мышления.
С учетом этого хотелось бы заметить, что концепция курсов четко согласуется с задачами культурной составляющей внешнеполитического курса ФРГ: формированием соответствующего имиджа современной Германии за рубежом, становлением немецкого языка как средства межкультурного общения и содействием евроинтеграции в ее социо-культурных аспектах.
1 Трактат "Лунь Юй". Цитируется по сборнику "Древнекитайская философия", т. I. М., 1972, с. 144.
2 Западная Европа.//Спутник туриста. М., А.А.Левенсон/Гросман и Кневель, 1905, с. 189, 199.