4 августа 2004 года в районе села Сарабуки* (* На разных картах и в атласах имеются различные написания этого населенного пункта. Наряду с Сарабуки встречаются также названия Сарабук и Сарбуки. На некоторых картах Сарабуки разделяется на Квемо Сарабуки и Земо Сарабуки, отстоящие друг от друга на несколько сот метров.) в Южной Осетии была обстреляна автоколонна из семи машин, во главе которой шел УАЗ с председателем Комитета Госдумы Федерального Собрания Российской Федерации по делам СНГ и связям с соотечественниками Андреем Афанасьевичем Кокошиным.

 

СООБЩЕНИЯ о появлении в Южной Осетии спецназа Внутренних войск (ВВ) Министерства внутренних дел Грузии в нарушение определенного международными соглашениями режима стали поступать в конце мая 2004 года. По ряду данных, в этом районе в основном были дислоцированы подразделения грузинского спецназа. По этому поводу А.А.Кокошин сделал заявление, в котором, в частности, говорилось: "Многие отечественные и зарубежные эксперты небезосновательно считают, что даже сколько-нибудь значительные угрозы применения силы со стороны Тбилиси в отношении Абхазии и Южной Осетии могут оказаться контрпродуктивными и даже катастрофическими для Грузии".

Отмечалось, что Россия кровно заинтересована в стабильности и безопасности на Южном Кавказе, но не ценой ущемления прав своих граждан, проживающих в этом регионе, не ценой утраты своих политических, экономических и военно-стратегических позиций в нем.

И далее, "Россия, безусловно, имеет достаточно возможностей и не допустит реализацию какого-либо военного сценария решения абхазской или южноосетинской проблемы. У нас есть для этого достаточно политических и других средств".

При этом Кокошин обращал внимание на то, что в последнее время "многие высокопоставленные американские и западноевропейские деятели откровенно дистанцировались в приватных беседах от демонстраций силы со стороны Тбилиси, настойчиво рекомендуя именно с помощью России решать мирными путями эти острейшие и тяжелейшие проблемы".

Поездка А.А.Кокошина в Грузию проходила в весьма сложных условиях. Накануне Президент Грузии М.Саакашвили сделал заявление о том, что отдал приказ "открывать огонь и топить все суда, которые появятся у берегов Абхазии". В том числе в заявлении звучала прямая угроза жизни российских граждан, направлявшихся на отдых в Абхазию.

В этот же период США и другие страны НАТО способствовали наращиванию поставок вооружений и военной техники для Вооруженных сил Грузии, Внутренних войск МВД, различных спецподразделений. Поступали достоверные сведения о том, что в грузинских анклавах на территории Южной Осетии Тамарашени-Кехви, Ередви-Берули, Авневи-Нули было роздано местному грузинскому населению несколько сотен единиц автоматического огнестрельного оружия.

Одновременно в грузинском миротворческом батальоне происходила замена подразделений Вооруженных сил Минобороны Грузии на подразделения Внутренних войск МВД. Последние, как убедились российский парламентарий и сопровождавшие его журналисты, часто не носили военной формы, в нарушение всех международных правил не имели никаких знаков отличия, которые обязаны иметь военнослужащие миротворческого контингента. На одном из постов, где несли службу представители всех трех миротворческих контингентов, человек, представившийся капитаном грузинской полиции, был в гражданской майке, в тапочках, но в бронежилете, с автоматом и полным боекомплектом.

Наблюдалось нагнетание политической обстановки вокруг Северной Осетии с одновременным наращиванием разнообразных сил и средств МВД, Министерства госбезопасности (МГБ), Минобороны Грузии как с проникновением внутрь Южной Осетии, так и по периметру вокруг нее. Заметную роль играли батальоны, подготовленные американскими и английскими инструкторами по программе "Оснасти и обучи". 26 мая грузинские власти начали осуществлять меры по полной экономической блокаде Южной Осетии. Спецподразделения различных грузинских ведомств осуществили масштабную инфильтрацию в различных районах Южной Осетии, создавая небольшие плацдармы для готовящейся скоротечной силовой операции по ее "освобождению".

Наиболее агрессивную политику в отношении Южной Осетии проводили министр внутренних дел Грузии Ираклий Окруашвили и губернатор Гори Михаил Карели, имеющий собственные вооруженные формирования. Позже, в 2005 году И.Окруашвили был назначен на пост министра обороны Грузии, заменив "умеренного" Георгия Барамидзе, который считался "человеком Жвании". Незадолго перед этим Внутренние войска были переданы из МВД в подчинение Минобороны Грузии.

И.Окруашвили, как сообщалось в печати, в ходе встречи с жителями грузинских сел Кехви и Курта летом 2004 года обещал "уничтожить мятежников еще до наступления зимы" и призывал население "активно готовиться к войне, создать в каждом доме штаб обороны и долговременные огневые точки". Имелись многочисленные сведения о том, что именно МВД Грузии было головной организацией в подготовке силовой акции - военной расправы над Южной Осетией, в которой основную роль должны были сыграть подразделения полиции, внутренних войск и спецназа МВД. Вооруженные же силы (подчиненные Минобороны Грузии) должны были поддержать их действия, прежде всего огнем.

А.А.Кокошин отправился в Южную Осетию проверить данные о захвате одной из господствующих высот (по отношению к так называемой объездной дороге) грузинскими спецназовцами. Российского парламентария, находившегося в головном вездеходе УАЗ с опознавательными знаками миротворческих сил, дислоцированных в Южной Осетии, сопровождали офицеры трех миротворческих батальонов - российского, грузинского и осетинского. В других машинах колонны находились член российской части Смешанной контрольной комиссии (СКК) по Южной Осетии, советник посольства России в Грузии В.С.Кочмар, помощник командующего Смешанных сил по поддержанию мира (ССПМ) полковник А.Пряхин, заместитель руководителя аппарата Комитета Госдумы ФС РФ по делам СНГ и связям с соотечественниками А.В.Лисс, группа журналистов нескольких российских телеканалов.

Имелась информация, что грузинское подразделение, захватившее высоту над осетинским селом Сарабуки, вело интенсивную работу по сооружению там полевых укреплений, превращая эту позицию в один из важных опорных пунктов как на случай развязывания Тбилиси масштабных военных действий, так и для укрепления базы для спецопераций, которые практически непрерывно велись (и ведутся) на территории Южной Осетии со стороны Грузии после прихода к власти М.Саакашвили. Позднее были получены сведения о том, что на этой высоте грузинской стороной планировалось размещение нескольких установок реактивных систем залпового огня "Град".

А.А.Кокошин, успешно занимаясь на протяжении многих лет военно-политическими проблемами, выработал привычку проверять и перепроверять такого рода данные, прежде чем на их основе принимать какие-либо решения. До назначения Андрея Афанасьевича первым заместителем министра обороны России он возглавлял военно-политическое направление в элитном Институте США и Канады АН СССР. Его предшественником в должности заведующего отделом военно-политических исследований был легендарный генерал-лейтенант М.А.Мильштейн, занимавший в свое время посты начальника разведки Западного фронта (под командованием Г.К.Жукова) и заместителя начальника Разведуправления Красной армии (впоследствии Главного разведуправления - ГРУ Генерального штаба Вооруженных сил РФ), а затем начальника кафедры разведки Военной академии Генерального штаба Вооруженных сил СССР.

А.А.Кокошину в этой ситуации помог также опыт работы секретарем Совета обороны, затем секретарем Совета безопасности России, опыт поездок в "горячие точки" на Северном Кавказе, в Таджикистане и в других местах, где ситуация была не менее сложной, чем в Южной Осетии.

Перед тем, как отправиться на господствующую высоту, Андрей Афанасьевич посетил несколько постов российских и грузинских миротворцев, побеседовал с личным составом этих двух миротворческих контингентов, выслушал доклады командиров нескольких подразделений российского миротворческого батальона. Ездил Кокошин по этим постам на бронированном японском джипе российского посла в Грузии, на машине с дипломатическими номерами. При въезде в село Сарабуки было принято решение пересесть на значительно более легкий вездеход УАЗ с опознавательными знаками миротворцев, ибо мощный японский джип мог застрять при увеличении крутизны подъема на плохой дороге, проходившей через село Сарабуки.

На подъезде к месту инспекции колонна А.А.Кокошина подверглась обстрелу. Огонь велся с такого близкого расстояния, что было абсолютно ясно, что огневые позиции расположены именно на вершине горы над осетинским селом Сарабуки. Там, по имевшимся данным, находилось - в нарушение всех правил - подразделение одной из грузинских силовых структур, которое приступило к сооружению полевых фортификационных сооружений.

Под огнем автоматов и пулеметов, который велся настильно над головами, миротворческая колонна развернулась и направилась в сторону села Сарабуки, откуда вскоре был открыт ответный огонь находившимися в селе силами южноосетинского ополчения и МВД Южной Осетии. УАЗ А.А.Кокошина, который теперь уже замыкал колонну, приостановился в поле на вершине горы, чтобы забрать лежавшего ничком одного из тележурналистов, которого посчитали убитым. К счастью, он не был даже ранен. Значительная часть из сопровождавших А.А.Кокошина залегла под огнем в верхней части этого села. Добравшись до Сарабуки, Андрей Афанасьевич моментально оценил обстановку и дал команду быстро спускаться к подножию горы. К тому времени к огню из стрелкового оружия с грузинской стороны добавился огонь из подствольных гранатометов и легких минометов. На миротворческом посту у подножия горы пересчитали тех, кто вышел из-под огня. Все оказались на месте, никто не пострадал. Как выяснилось позднее, и среди мирного населения села Сарабуки потерь не было.

Согласно рапорту офицеров-наблюдателей ССПМ, сопровождавших главу Комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками, колонна двигалась по маршруту город Цхинвали - наблюдательный пункт (н.п.) "Тамарашени" - КПП "Кехви" - н.п. "Ередви" №22 от МС РФ, н.п. "Ередви" от ВС Грузии - н.п. "Вакати" от МС РФ - н.п. Сарабуки. Обстрелу колонна подверглась в 16.35. Ответный огонь со стороны народного ополчения Южной Осетии из села Сарабуки был открыт в 16.40. В 17.00 в населенном пункте Ередви колонна была задержана на посту "полиции" Грузии незаконными грузинскими вооруженными формированиями. В скобках отмечу, село Ередви имело весьма негативную репутацию. По данным осетинской стороны, здесь в ходе конфликта 1991-1992 годов были закопаны живьем несколько осетин.

В результате переговоров после прибытия на пост в селе Ередви официальных лиц из миротворческого батальона грузинских вооруженных сил и из штаба ССПМ в 17.55 колонна была пропущена и в 18.05 прибыла в объединенный штаб ССПМ в Цхинвали.

Практически сразу после обстрела с А.А.Кокошиным по сотовому телефону связался премьер-министр Грузии Зураб Жвания. Как считают специалисты, он не входил в "партию войны". Грузинский премьер фактически принес извинения А.А.Кокошину за произошедшее. Известно, что З.Жвания являлся сторонником мирного урегулирования и грузино-абхазского, и грузино-южноосетинского конфликтов и считал, что решение этих двух сложнейших для Тбилиси проблем зависит прежде всего от грузино-российского взаимопонимания. Через полгода З.Жвания был найден мертвым в квартире своего друга в Тбилиси. Расследованием его смерти занимались как грузинские правоохранительные органы, так и американское ФБР, приглашенное специально для этого в Грузию М.Саакашвили.

Многие политические деятели Грузии (причем отнюдь не пророссийской направленности), родственники З.Жвании опровергли официальную версию его смерти, в том числе имелись и прямые обвинения в адрес М.Саакашвили как главного виновника политического убийства З.Жвании. Среди обвинителей оказался теперь уже бывший министр внутренних дел и министр обороны Грузии И.Окруашвили, считавшийся одно время одним из самых близких соратников М.Саакашвили.

Накануне этих событий А.А.Кокошин прибыл в столицу Южной Осетии Цхинвали из Тбилиси на бронированном джипе посла России в Грузии В.И.Чхиквишвили. В грузинской столице Андрей Афанасьевич провел встречи (с участием российского посла) со спикером Парламента Грузии Нино Бурджанадзе, госминистром Георгием Хаиндравой. Речь шла об ознакомлении с деятельностью миротворцев (Смешанных сил по поддержанию мира), о взаимных претензиях сторон в зоне конфликта относительно нарушений Соглашения о принципах урегулирования грузино-осетинского конфликта, подписанного в Сочи 24 июня 1992 года, и других документов, основанных на этом соглашении.

Незадолго перед этим было принято несколько решений Смешанной контрольной комиссии о разъединении сторон, о выводе из зоны конфликта незаконных вооруженных формирований. В задачу Комиссии входило ознакомиться с тем, как выполняются эти решения и какие препятствия имеются на пути их реализации.

Следует отметить, что грузинские высокопоставленные лица, с которыми велись переговоры, были извещены о поездке А.А.Кокошина в Южную Осетию.

В Цхинвали А.А.Кокошин встретился с Президентом Южной Осетии Эдуардом Кокойты, рядом министров правительства Южной Осетии, с командованием Смешанных сил по поддержанию мира, посетил Южноосетинский государственный университет. Глава думского комитета подробно ознакомился с бытовыми условиями, в которых находился российский миротворческий батальон, с его материально-техническим оснащением.

По итогам своей поездки А.А.Кокошин направил несколько писем различным руководителям Минобороны и командованию Северокавказского военного округа по конкретным вопросам обеспечения и довольствования российского миротворческого батальона в Южной Осетии. По этим письмам были приняты решения, которые позволили улучшить снабжение, оснащенность этого батальона различными средствами.

В ходе состоявшейся после инцидента встречи в Цхинвали А.А.Кокошина с офицерами-наблюдателями от миссии ОБСЕ в Грузии последние рассказали, что незадолго до приезда российского парламентария они тоже побывали на горе в районе села Сарабуки и обнаружили там окапывающиеся грузинские подразделения непонятной принадлежности.

Так как в колонне, сопровождавшей А.А.Кокошина, находилась большая группа журналистов нескольких российских телеканалов, работавших в то время в Южной Осетии, этот инцидент стал широко известен не только в России, но и далеко за ее пределами.

Сразу же после поступления сообщений об обстреле с грузинской стороны поспешно последовали разного рода заявления (весьма противоречивые) о том, что во всем, что произошло, виноваты южноосетинская и российская стороны. Одни при этом говорили, что обстрел по колонне вообще вели только осетины из села Сарабуки, другие - что осетины начали обстрел, а грузины им ответили и т.д. Говорилось и о том, что колонна якобы внезапно, без предупреждения направилась в этот район (игнорируя заявления представителей грузинских миротворцев в зоне конфликта о том, что им заранее было известно в деталях о маршруте движения колонны). Нельзя, однако, исключать того, что предупреждение о движении колонны, переданное офицерами Вооруженных сил Грузии, входящих в Объединенный штаб ССПМ, так и не дошло по какой-то причине до командования спецподразделений Внутренних войск МВД Грузии, находившихся в районе Ередви и Сарабуки, или до командования спецподразделений и других формирований, находившихся в ведении горийского губернатора Михаила Карели, которые также могли находиться там. Примечательно в этом отношении сказанное в интервью НТВ Гиви Кугусидзе, начальника штаба грузинского миротворческого батальона: "Были они предупреждены, не были они предупреждены - это трудно сказать, потому что мной лично был предупрежден комбат, что они (российская колонна) должны приехать в Ередви, посмотреть эти миротворческие посты".

С высокой степенью вероятности можно считать, что сарабукский инцидент был прежде всего сознательной провокацией "партии войны" в грузинском руководстве, в результате которой предполагалось вызвать активные жесткие действия с южноосетинской стороны, которые, в свою очередь, послужили бы предлогом для начала запланированной в Тбилиси широкомасштабной силовой акции. Расчет тех грузинских деятелей, которые готовили такую провокацию, не оправдался. И российская делегация, и южноосетинские власти, и силовые структуры, а также российские и осетинские миротворцы проявили в этой острой ситуации выдержку и хладнокровие.

Во многих странах мира увидели, насколько острой и напряженной оказалась обстановка в Южной Осетии, в том числе в результате массированного проникновения к этому моменту разного рода грузинских формирований в нарушение международно признанных соглашений по урегулированию грузино-осетинского конфликта, режима, действующего в зоне этого конфликта. В западных СМИ появились многочисленные сообщения о том, что новое грузинское руководство готовится к "силовому решению" южноосетинской проблемы, планируя использовать в том числе подготовленные американскими и английскими инструкторами части Вооруженных сил Грузии (официально предназначенные для решения антитеррористических задач). На эти сообщения, на заявления российского МИД и Госдумы России в связи с обстрелом российского парламентария и упомянутым заявлением М.Саакашвили вынуждены были обратить внимание руководители многих государств, в том числе США.

Комментируя сарабукский инцидент, наглядно вскрывший механику подготовки грузинской стороной силового решения южноосетинской проблемы, председатель Госдумы Б.В.Грызлов заявил, что Россия не даст в обиду население Южной Осетии, напомнив, что 90% ее населения - это россияне.

В Госдуме состоялось обсуждение сарабукского инцидента. Подробно на ситуации вокруг Южной Осетии и Абхазии остановился в своем выступлении исполняющий обязанности министра иностранных дел России В.В.Лощинин, который в ходе инцидента и непосредственно после него поддерживал прямую телефонную связь с А.А.Кокошиным (министр иностранных дел в это время был за рубежом). Выступая перед депутатами, Лощинин заявил, что "Андрей Афанасьевич в этой очень непростой обстановке действовал исключительно правильно, решительно, хладнокровно и мужественно".

Российскими парламентариями было принято заявление "О ситуации на Кавказе". В нем, в частности, говорилось, что в тот же день, когда Президент Грузии М.Саакашвили объявил об отданном им приказе грузинским пограничникам, в Южной Осетии была обстреляна "колонна автомашин, в которой следовал председатель Комитета Государственной Думы по делам Содружества независимых государств и связям с соотечественниками А.А.Кокошин, а также представители миротворческого контингента. Нет сомнений, что это была целенаправленная экстремистская провокация, организованная грузинскими боевиками при попустительстве официального Тбилиси". В этом заявлении также говорилось, что "непрекращающиеся угрозы руководства Грузии в отношении граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территориях Южной Осетии и Абхазии, являются посягательством на суверенитет Российской Федерации". Далее в этом заявлении отмечалось: "Конфликт на территории бывшей Грузинской Советской Социалистической Республики стремительно развивается в направлении широкомасштабного военного противостояния на Кавказе. По вине руководства Грузии в него может быть втянута Российская Федерация. Стихийное развитие событий чревато вовлечением в военный конфликт тысяч граждан России, проживающих в Закавказье. Государственная Дума убеждена, что проводимая новым грузинским руководством линия на силовое решение существующих межнациональных конфликтов недальновидна и бесперспективна".

Обстановка вокруг Южной Осетии самым внимательным образом отслеживалась в Совете безопасности Российской Федерации. Наши оценки ситуации, поведения сторон полностью совпали с теми, что были даны МИД, Минобороны и Госдумой.

Последовали и комментарии различных политиков. Лидер ЛДПР В.В.Жириновский, например, в свойственной ему манере заявил: "Не надо бояться. Кокошин не боится. Даже было бы неплохо, если бы там его убили. Мы его похоронили бы красиво, на Красной площади. Ну, а что делать? Нам нужны борцы за свободу среди депутатского корпуса".

На этот инцидент обратили внимание крупнейшие западные СМИ, политики, дипломаты и военные, тем более что имя Кокошина многим из них было хорошо известно. Появились не только сюжеты в новостных передачах ведущих телеканалов, но и статьи в зарубежных газетах, например в "Нью-Йорк таймс".

Сарабукский инцидент спутал планы "партии войны" в Тбилиси. После него имели место попытки всякого рода силовых акций в районе Южной Осетии, однако они носили нескоординированный характер. Этот инцидент как бы вскрыл нарыв, образовавшийся в целом в Южной Осетии и вокруг нее. Так что в этом отношении поездка российского парламентария, посещение им одной из наиболее проблемных точек в зоне южноосетинского конфликта, оказалась весьма плодотворной. В дальнейшем "партия войны" в Тбилиси на определенное время утратила ту инициативу, которой она обладала до этого. С американской стороны последовали заявления о том, что оба эти конфликта должны быть решены мирными способами, поскольку силовое решение южноосетинской проблемы и неизбежное обострение американо-российских отношений на тот момент не входили в планы администрации Дж.Буша-младшего, особенно с учетом усложнявшегося положения США и их союзников в Ираке и Афганистане. По разным каналам нам стало известно, что из Вашингтона и посольства США в Тбилиси последовали команды официальному Тбилиси умерить воинственный пыл и вести себя поосторожнее в зонах грузино-южноосетинского и грузино-абхазского конфликтов. Один высокопоставленный деятель американской администрации заявил грузинской стороне непосредственно после сарабукского инцидента: "Не надейтесь на то, что если в ходе ваших военных действий в Южной Осетии вы наткнетесь на российского солдата, то там появится американский солдат".

В конечном итоге сарабукский инцидент послужил одним из факторов, которые способствовали тому, что официальный Тбилиси, несмотря на все свои масштабные военные приготовления и крайне воинственную риторику, так и не решился летом-осенью 2004 года на откровенную силовую акцию в Южной Осетии.