"Проблема Косова" пришла к нам из истории многих десятилетий противостояния двух балканских этносов. В нынешнем виде она стала результатом попыток ее силового решения без учета интересов этнических меньшинств: албанского - в 1999 году, сербского - в 2008 году. В обоих случаях силовые акции были предприняты с грубым нарушением существующих правовых норм. После провозглашения независимости Косова начались массовые протесты сербского населения края, которые легко могут вылиться в вооруженное противостояние на этнической почве и попытки отделения его северных областей.
Проблема Косова стала главным фактором внутриполитической жизни Сербии. Попытки компромиссных решений с Евросоюзом на фоне упрочения отношений с Россией существенно осложнили президентские выборы в январе-феврале. Развертывание в Косове военно-административной миссии ЕС после переизбрания Б.Тадича на пост президента вызвало в Сербии правительственный кризис, поскольку миссию ЕС расценили как "продавливание" ранее отвергнутого "плана Ахтисаари" с его идеей "контролируемой независимости". Сербские политики подтвердили решимость защищать территориальную целостность своей страны всеми доступными средствами, кроме применения военной силы. Манифестации в Белграде исключили возможность уступок по поводу любых форм независимости края Косова, который однозначно воспринимается как историческая основа сербской государственности. В то же время углубился раскол в правящей верхушке Сербии. Премьер-министр В.Коштуница принял решение о проведении 11 мая досрочных парламентских выборов, поскольку в начале марта коалиционный кабинет министров отклонил проект резолюции Скупщины (парламента) Сербии по Косову. Проект предусматривал отказ Сербии от сближения с ЕС в случае признания Брюсселем независимого Косова и направления туда миссии ЕС в обход СБ ООН. Сам В.Коштуница и представители Демократической партии Сербии и партии "Новая Сербия" поддержали резолюцию, но против нее высказались проевропейски настроенные члены кабинета из Демократической партии и "Группы 17 плюс", сторонники Президента Б.Тадича. Они полагают, что Сербия не может себе позволить утратить европейскую перспективу и взять курс на самоизоляцию.
Проблема Косова стала сегодня одним из сложнейших кризисных узлов мировой политики, приведя к дальнейшему обострению противоречий между Россией и США, усилив несогласованность позиций и действий в рамках самого Евросоюза. Что касается Соединенных Штатов, то, поощряя косовских албанцев без особых для себя усилий, они не только корректируют свой негативный имидж в исламском мире, но и приобретают роль союзника и патрона всех албанцев. После того как двери НАТО раскрылись для Албании в апреле этого года, могут быть сформированы новые контингенты НАТО и отправлены в "горячие точки" - Ирак, Афганистан. Балканская политика может сыграть свою роль также и в избирательной кампании в США, где проживает хорошо организованная полумиллионная албанская диаспора.
Для Евросоюза независимость Косова означает, что он принимает на себя ответственность за стабилизацию не только прилегающих к Косову районов, но и Западных Балкан в целом, где раздаются призывы к изменению существующих границ между Косовом, Македонией и Албанией с последующим объединением земель, населенных албанцами. В противовес не исключены подобные акции не только со стороны косовских сербов, но и сербов в Боснии и Герцеговине, что может повлечь массовые потоки вынужденных переселенцев и беженцев, которые хлынут в Европу, как было в 1999 году.
Одностороннее провозглашение независимости еще не означает ее международного признания, а против него возражают не только Россия и Китай как постоянные члены СБ ООН, но и многие страны, которые усматривают в политике США и Евросоюза целый комплекс нарушений норм международного права. Между тем правонарушение не отменяет право. Россия в этих условиях имеет возможность остановить процесс признания де-юре независимости Косова. Она заблокировала признание независимости Косова в СБ ООН и прямо обвинила Евросоюз в поощрении сепаратизма в Европе и мире.
Постпред России при ООН в Нью-Йорке В.Чуркин убежден, что соблюдение резолюции 1244 по Косову заложит необходимые предпосылки для "возвращения ситуации в правовое поле, поиска взаимоприемлемой переговорной развязки по будущему статусу Косова". Резолюция не утратила силу и продолжает действовать: ООН и ее Совет Безопасности остаются в международно-правовом поле, "и никакие действия отдельных членов Совбеза не меняют эту реальность". Россия в ходе своего председательства в СБ в марте внесла проект официального заявления председателя СБ, в котором содержится предложение возобновить диалог между Белградом и Приштиной по поиску решения будущего статуса Косова при содействии международного сообщества. Многие члены Совбеза поддержали основную направленность российского проекта.