Начало XXI века, очевидно, будет ассоциироваться у будущих поколений с резким обострением международной обстановки, возникновением новых угроз безопасности в самых разных ее измерениях. На Ближнем Востоке это проявилось прежде всего в начавшейся пять лет назад «Арабской весне» - стремительном распространении радикального исламизма. То что происходит сейчас в регионе, больше напоминает клубок, в котором переплелись многочисленные геополитические, экономические, демографические, религиозные и прочие противоречия мирового значения. Очевидно, чтобы распутать этот клубок, понадобится много волевых усилий и времени. На это сложное переплетение конфликтов оказывает существенное влияние обострившееся в последнее время противостояние мировых сил: США, Евросоюза, Турции и нефтедобывающих монархий во главе с Саудовской Аравией, с одной стороны, и России, Ирана и Китая - с другой.
Успеху «исламского бума» в немалой степени способствовал кризис «светских идеологий» (прежде всего западного либерализма и коммунизма), побудивший широкие мусульманские массы обратиться к более близким им по духу, по менталитету сугубо религиозным ценностям. В результате в мусульманском мире постепенно начали выкристаллизовываться исламистские партии, движения и организации, многие из которых объявили своей целью свержение секуляристских режимов и укрепление позиций ислама.
В этой ситуации экспертное сообщество призвано сосредоточиться на глубоком, междисциплинарном анализе такого сложного феномена современной реальности, каким является террористическое образование «Исламское государство», обозначить его перспективы, методы борьбы с ним. Серьезным вкладом в такой анализ является недавно опубликованный доклад Института международных исследований МГИМО (У) МИД России «Исламское государство»: феномен, эволюция, перспективы* (*Исламское государство: феномен, эволюция, перспективы // Аналитические доклады ИМИ. Вып. 1 (45). Январь 2016. М.: ИМИ МГИМО МИД России, 2016.). Доклад продолжает серию работ ИМИ, посвященных исследованию узловых проблем Ближнего Востока и Северной Африки, Центральной Азии, Кавказа, прогнозированию сценариев развития этих регионов (с ними можно ознакомиться на сайтах МГИМО и ИМИ).
Как следует из доклада, апофеозом исламистского радикализма стало появление нового феномена - террористического интернационала, называющего себя «Исламским государством» (организация запрещена в России). В первый день священного месяца Рамадан, 29 июля 2014 года, джихадистская организация «Исламское государство» (ИГ), ранее именовавшаяся «Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ), объявила о создании халифата на контролируемой ее боевиками территории Ирака и Сирии. Используя слабость государственной власти и остроту межэтнических, межплеменных конфликтов, руководителям ИГ удалось умножить число сторонников и усилить свое влияние. ИГ финансируется лучше, чем какая-либо другая экстремистская группировка, существовавшая ранее.
Питательную среду для выживания «Исламского государства» создает сохранение на Ближнем Востоке клубка противоречий и множества политических, этноконфессиональных, социально-экономических проблем, которые способствовали расцвету исламизма в начале ХХI века. Нарастание протестных настроений и радикализация политических движений тесно связаны с формационным отставанием данной группы стран от большого числа развитых и развивающихся государств, которые смогли в последние десятилетия весьма эффективно использовать возможности нового этапа научно-технологического развития и глобализации и в конечном итоге существенно повысить уровень жизни своего населения. Элиты большинства арабских стран, опасаясь утратить в ходе политических и экономических реформ свои позиции, упустили многие из этих возможностей.
В регионе, как отмечают авторы доклада, набирает силу «ощущение проигрыша цивилизациям, которые успешно приспосабливаются к конкуренции в новом глобальном мире, несправедливости политики внешнего мира, особенно Запада. Исламизация рассматривается многими в Ближневосточном регионе как своего рода новая модель, третий путь, исламский вариант демократизации и возрождения» (с. 38). В других странах поиск новой модели развития носит более мирные формы, например в Китае - в виде идеи «возрождения, реализации китайской мечты».
Опираясь на свой плацдарм в Сирии и Ираке, ИГ пытается распространить экспансию на другие регионы, сея там смерть и разрушения. Возникла реальная угроза национальной безопасности нашей страны. Сейчас под черным знаменем самопровозглашенного «халифата» в Сирии и Ираке воюют около 80 тыс. боевиков. Более 1 тыс. боевиков пополняют ряды ИГ ежемесячно, а общее число иностранцев составляет от 25 до 30 тыс. человек - выходцев почти из 100 стран, включая Россию. Еще 15 тыс. исламистов из различных экстремистских группировок присягнули на верность халифату в Ливии, Египте, Тунисе, Алжире, Марокко, Иордании, Турции, Йемене, Афганистане, Пакистане, Узбекистане, Нигерии, Мали, Нигере и Чаде. Авторы аналитического доклада убедительно доказывают, что только что народившаяся империя средневекового варварства и человеконенавистничества представляет серьезную угрозу, предъявляя вызовы всему миру.
Когда речь заходит о причинах современного кризиса на Ближнем Востоке, напрашивается закономерный вопрос, которым задаются эксперты МГИМО: какие силы способствовали столь резкой дестабилизации в регионе, кто финансировал и направлял «революции», в результате которых еще недавно стабильные государства оказались во власти хаоса и анархии? Авторы доклада приходят к обоснованному выводу о том, что свержение правительств в ряде ближневосточных государств и появление амбициозного так называемого «Исламского государства», претендующего на территории, простирающиеся от Индии до Испании, стали результатом вмешательства извне и попыток США и их союзников играть доминирующую роль в формировании глобальной политики на Ближнем Востоке.
В настоящем докладе анализируются не только предпосылки и мотивы появления феномена ИГ. В нем также раскрывается история становления, структура, идейно-пропагандистская практика, а также финансово-экономические основы существования организации, формы и методы обработки общественного сознания, акцентируется внимание на наличии специфических идеологических условий для возрождения джихадистского направления в исламе - «теоретических» моделей «Исламского государства».
Широкое распространение идей ИГ базируется на том, что исламисты, выступая за строительство «халифата» на основе средневековых догматов, идей справедливости и равенства, «не отказываются от широкого использования наработанного в мире опыта в сфере агитационно-пропагандистской деятельности. Для привлечения в свои ряды все новых и новых рекрутов из-за рубежа и пропаганды своей деятельности они применяют самые современные технологии в области информационных коммуникаций. При этом основной упор делается на использовании виртуального анонимного пространства Интернета, позволяющего им оставаться неопознанными. Их распространяющиеся подобно вирусу видео и печатные материалы, нередко с выступлениями захваченных западных заложников, выходят в свет на пяти языках (русский - третий по частоте употребления после арабского и английского) и пользуются в Интернете и социальных сетях немалой популярностью» (с. 21).
Меры ряда государств по противодействию использованию медиапространства в интересах террористов не приносят существенного результата, так как высокая степень децентрализации сети сводит на нет эффект закрытия отдельных аккаунтов, а автоматическая система спам-фильтрации малопригодна для предотвращения распространения ссылок на удаленном файле или видеохостинге (с. 22).
Авторы приводят высказывание заместителя министра иностранных дел России по вопросам противодействия терроризму О.В.Сыромолотова, который в одном из интервью в июле 2015 года вскрыл главную причину пропагандистских успехов международного террористического интернационала: «Радикалы, можно сказать, выигрывают информационное противоборство. И причина тут не в том, что они более талантливые и эффективные пропагандисты, а потому, что государства, которым должна принадлежать ведущая роль в рамках любых задач противодействия терроризму, все еще разобщены, все еще допускают пресловутую практику двойных стандартов» (с. 22).
В современных материалах по Ближнему Востоку до недавнего времени редко затрагивались экономические факторы обострившейся ситуации, что не вполне оправдано. Авторы доклада убедительно показали, на какие деньги ИГ воюет и живет. В СМИ распространено мнение, что источником финансирования ИГ являются доходы от контрабанды нефти, грабежей, выкупов, полученных после взятия заложников. На самом деле система источников пополнения финансов более диверсифицирована, хорошо продумана и жестко контролируется репрессивным аппаратом террористов. Эти разнообразные по форме доходы объединены в докладе в четыре группы:
- поступления от захваченных предприятий в добывающей промышленности (в основном в нефтедобыче);
- многочисленные «налоги», введенные ИГ на подконтрольных ему территориях Сирии и Ирака;
- доходы от захвата финансовых и материальных ценностей и нелегального бизнеса (наркотики, контрабандный ввоз и вывоз драгоценностей, золота и т. д.); преступный бизнес включает и получение выкупа за похищаемых джихадистами людей;
- зарубежная финансовая помощь, поступающая в ИГ от юридических и физических лиц по разным каналам (с. 24).
Авторы отмечают, что ИГ пока не пытается подвести под свою финансовую систему фундамент в форме созданных в ряде стран элементов исламской экономики, уходящей своими корнями в хозяйственный опыт общины времен Мухаммеда и первых халифов. В целом экономическая программа ИГ довольно туманна. Финансово-экономическая жизнеспособность организации напрямую зависит от размеров контролируемых ею территорий и отсутствия барьеров на пути поступления пожертвований из-за рубежа.
Россия откликнулась на просьбу сирийского руководства о помощи в борьбе с террористами - в полном соответствии с нормами международного права. В докладе обосновываются причины военного вмешательства в сирийский конфликт. При этом эксперты четко и аргументированно подтверждают, что российские военные в Сирии работают исключительно в целях уничтожения «Исламского государства», «Джабхат ан-Нусры» и прочих террористических группировок.
26 января 2016 года состоялась традиционная пресс-конференция министра иностранных дел России С.В.Лаврова по итогам прошедшего года. В ходе ее он, в частности, заявил: «Действия Воздушно-космических сил России в ответ на обращение сирийского правительства реально помогли переломить ситуацию в этой стране, обеспечить сужение контролируемого террористами пространства. В результате заодно существенно прояснилась картина происходящего, стало видно, кто борется с террористами, а кто выступает в роли их пособников, пытаясь использовать их в своих односторонних эгоистических целях»1.
Особый действенный интерес вызывают представленные в заключительной части доклада практические рекомендации по противодействию ИГ. В частности, отмечается, что задача, стоящая перед российскими воздушно-космическими силами (ВКС) в Сирии, представляется достаточно сложной, поскольку в условиях безвластия, вакуума безопасности и длительного отсутствия реальных сил противодействия, ИГ трансформировалось в разветвленную, чрезвычайно гибкую, жизнеспособную, самодостаточную и быстро восстанавливающуюся в критических условиях структуру.
Кроме того, война, объявленная Россией «Исламскому государству» и его пособникам, осложняется тем, что нашим ВКС пока не приходится рассчитывать на действенную поддержку США и их союзников по коалиции. Беспрецедентное сотрудничество Турции с террористами и не поддающееся разумному объяснению решение турецких властей сбить российский самолет Су-24 в сирийском воздушном пространстве - тому подтверждение.
Авторы доклада приходят к выводу, что «борьба с радикальным исламизмом в целом и ИГ в частности приведет к желаемым результатам, если, во-первых, контролируемые ими территории будут постоянно сужаться, во-вторых, произойдет консолидация противостоящих им сил, в том числе в лагере так называемых умеренных исламистов, в-третьих, будет осуществлен заметный сдвиг в улучшении условий жизни в тех странах, где радикалы мобилизуют основную часть своих людских и иных ресурсов» (с. 38).
Необходима широкая антитеррористическая коалиция. В наше время уже невозможно полагаться только на внешнеполитическое кредо Александра III, гласящее, что «у России есть только два союзника: ее армия и флот». Президент России В.В.Путин в своем послании Федеральному Собранию отметил: «Нужно отбросить все споры и расхождения, создать один мощный кулак, единый антитеррористический фронт, который будет действовать на основе международного права и под эгидой Организации Объединенных Наций»2.
Американцы и их западные союзники долго отказывались сделать даже первый шаг - начать переговоры между военными ведомствами для координации антиигиловских действий. Однако в значительной степени благодаря успешным операциям российских ВКС и сирийской армии, в западных столицах приходит осознание необходимости совместных действий. Образно говоря, лед тронулся. В конце января 2016 года начался очередной раунд переговоров по Сирии («Женева-3»), цель которых - урегулирование сирийского конфликта и объединение усилий по борьбе с террористическими организациями, в первую очередь с ИГ. Но это пока еще не широкий антитеррористический фронт, создание которого несовместимо с политикой двойных стандартов и заигрывания с террористами в стиле Реджепа Эрдогана.
Что касается перспективных методов борьбы с ИГ, то авторы предлагают установить контроль над нелегальными поставками нефти через Турцию и Курдистан, изолировать джихадистов от международной финансовой системы, прежде всего путем блокирования работы банков, расположенных на территориях, захваченных террористами в Ираке и Сирии. Необходимо приступить к ликвидации ответвлений ИГ в Северной Африке и, что особенно важно, создать заслон против проникновения террористов из Афганистана в Центральную Азию и дальше на север.
Важным направлением противодействия радикальному исламизму становится идеология. Разработка и выдвижение альтернативных джихадизму теоретических концепций, направленных на достижение согласия и мира в обществе, должны сочетаться с реформированием системы образования на всех его уровнях.
В докладе признаны необходимыми и вполне реальными подготовка и осуществление в этом регионе при содействии мирового сообщества, включая Россию, экономических, образовательных, социальных и иных проектов как эффективного противовеса планам военно-силового навязывания демократии. «Это поддержит стабильность правящих режимов и создаст условия для постепенной модернизации сложившихся на протяжении длительного времени систем управления с учетом местных ресурсов, традиций, племенных, клановых и этноконфессиональных отношений» (с. 40).
В огромном информационном океане, окружающем современного человека, подчас бывает трудно отыскать верные ориентиры. Думается, не будет преувеличением назвать рецензируемый доклад одним из таких маяков. Формат краткой рецензии не позволяет перечислить и разобрать многие другие проблемы, которые рассматриваются на страницах доклада Института международных исследований. Работу надо читать. Ее текст размещен на сайтах МГИМО (http://mgimo.ru/upload/2016/01/an-doc-1%2845%29_2016.pdf) и ИМИ (imi-mgimo.ru).
1http://www.mid.ru/press_service/video/-/asset_publisher/i6t41cq3VWP6/content/id/2032328
2http://www.kremlin.ru/events/president/news/50864/work