В современном мире публичная дипломатия понимается как процесс коммуникации с зарубежной общественностью силами государственных и негосударственных игроков с целью косвенного влияния на общественное мнение и процессы принятия внешнеполитических решений в ином государстве. Методы и приемы публичной дипломатии использовались государствами во внешней политике на протяжении веков, однако лишь в XX веке они начали трансформироваться в осознанную государственную политику, имеющую солидную теоретическую, законодательную и материальную базы.
В последнее время сфера общественной дипломатии получила активное распространение в современной России - этому способствует процесс открытия границ и становление гражданского общества в Российской Федерации. Кроме того, в международной жизни все большую роль стала играть так называемая политика «мягкой силы»1, где приоритетом является не военно-экономическое могущество мировых национально-административных единиц, а способность государства и общества оказывать влияние на международное пространство с помощью своих культурных, исторических и политических ценностей.
Одновременно с этим в российской общественно-политической жизни стала набирать силу сфера публичной дипломатии, где главными субъектами выступают сами люди - российские граждане, неравнодушные к происходящему в России, то есть инициативная часть социума, а также некоммерческие неправительственные организации (НПО), играющие заметную роль в реализации внешнеполитической стратегии нашего государства.
В этой связи характерно появление в России новых институтов публичной дипломатии, как, например, созданные в 2010 году Фонд поддержки публичной дипломатии имени А.М.Горчакова2 и Некоммерческое партнерство «Российский совет по международным делам» (РФМД)3. Вместе с этим продолжают функционировать возникшие в начале 1990-х годов организации - инструменты публичной дипломатии, которые создавались на основе подобных советских структур.
Публичная дипломатия в СССР
Образованный в 1922 году СССР вначале оказался в состоянии международной изоляции, сформировавшейся в результате неприятия западными правительствами нового внешнеполитического и идеологического курса страны. Отсюда следует, что в начале 20-х годов прошлого века взаимодействие СССР в области культуры со странами мира пока еще не было системно оформлено и носило разрозненный характер. В основном в сфере культуры действовали общественные организации, однако наибольшее влияние имели отдельные представители российского культурного сообщества, действовавшие преимущественно по собственной инициативе.
Однако уже в середине 1920-х годов СССР устанавливает дипломатические отношения с рядом европейских государств, Китаем, Мексикой, Японией, в 1933 году - с Соединенными Штатами, а в 1934-м становится членом Лиги Наций. Став, таким образом, полноправным субъектом международных отношений, СССР начинает развивать культурные контакты с внешним миром.
Именно в этот период в рамках зарождавшейся советской публичной дипломатии берет свое начало созданное в 1925 году Всесоюзное общество культурной связи с заграницей (ВОКС), переименованное в 1958 году в Союз советских обществ дружбы (ССОД), в задачи которого входили «ознакомление общественности СССР с достижениями культуры зарубежных стран и популяризация культуры народов Советского Союза за границей»4, что «содействовало развитию и укреплению дружбы и взаимопонимания между народами СССР и других стран»5. После радикальных социально-политических пре-образований, которые по большей части привели к разрыву культурных связей страны, вопрос расширения и развития культурных контактов по праву является одним из основных в повестке дня.
Согласно заявленной в Уставе ВОКС основной цели - «содействие установлению и развитию научной и культурной связи между учреждениями, общественными организациями и культурными работниками Союза ССР и заграницей»6, организация осуществляла активное взаимодействие со своими зарубежными партнерами, стремилась расширять обмен информацией относительно событий в сфере культуры, стимулировала публикацию и распространение материалов, отражавших культурное развитие страны, сведения о советской науке и быте советских граждан. Также особое внимание уделялось организации изучения русского языка за границей, стимулированию научного обмена, проведению выставок, гастролей и поездок в СССР видных деятелей зарубежной науки и культуры. Благодаря активной деятельности организации Советский Союз посетили такие известные ученые и общественные деятели, как Поль Ланжевен, Ромен Роллан, Рабиндранат Тагор и многие другие.
Таким образом, ВОКС стала первой организацией, занимающейся вопросами расширения и развития культурных связей советского государства за рубежом. В рамках деятельности ВОКС реализовывалась важнейшая цель - формирование позитивного видения Советского Союза в капиталистических странах, что по праву можно считать одним из важнейших элементов «мягкой силы». Для организации работы «на местах» в странах были учреждены так называемые общества культурной связи с СССР. Их деятельность координировалась ВОКС и была направлена на позитивное восприятие внешнеполитической стратегии советского государства за рубежом.
Даже в тяжелый военный период ВОКС удавалось продолжать свою деятельность. Основной фокус был смещен на расширение международной гуманитарной миссии, в рамках которой проводился сбор средств для помощи армии, закупка оборудования и медикаментов для медицинских учреждений, а также привлечение к борьбе с фашизмом великих деятелей мировой культуры. Так, например, именно благодаря активной деятельности ВОКС состоялось представление знаменитой «Ленинградской симфонии» Д.Шостаковича в Великобритании7.
С окончанием Второй мировой войны в мире сложилась новая Ялтинско-потсдамская система, и с завершением трансформации миропорядка Советскому Союзу было необходимо корректировать свой внешнеполитический курс в новой системе координат, в том числе и в сфере культурных связей.
За военный период старые сложившиеся культурные связи разрушились. Однако наряду с этим активная деятельность ВОКС за рубежом позволила сохранить сформированные контакты, а борьба с фашизмом привела к возникновению новых «обществ друзей» СССР. В итоге в 1958 году они были объединены в единый Союз советских обществ дружбы - правопреемник ВОКС.
В рамках Союза были объединены, по существу, разные сообщества, структуры и деятельность которых определялись во многом странами пребывания. ССОД обладал статусом общественной организации и функционировал на принципах партнерства с зарубежными объединениями. Его создание преследовало своей целью уход от доминирования агитационно-пропагандистских подходов к своей работе, характерных для ВОКС.
Распад СССР и возникновение на его территории новых независимых государств стало новым вызовом для будущего отечественной публичной дипломатии. Крушение старой системы международных отношений и видоизменение геополитических приоритетов заставили Российскую Федерацию пересмотреть базовые принципы, векторы и инструменты общественной дипломатии. ССОД и советские общества дружбы претерпели существенные преобразования.
Развитие публичной дипломатии в России в 1990-х годах
Продолжателем деятельности ССОД по развитию общественных связей стал международный союз общественных объединений - Российская ассоциация международного сотрудничества (РАМС)8, учрежденная в 1992 году с целью координации работы российских негосударственных структур в сфере народной дипломатии.
В настоящее время членами РАМС являются 96 организаций - обществ дружбы с зарубежными странами и других общественных объединений. РАМС координирует их деятельность, представляет их интересы в государственных органах и других организациях. Активно работают религиозные объединения обществ дружбы, входящие в состав РАМС:
- Московский союз обществ дружбы (МСОД)9;
- Санкт-Петербургская ассоциация международного сотрудничества10;
- Сибирская ассоциация культурного и делового сотрудничества с зарубежными странами11.
На фоне произошедших изменений в политической обстановке в 1994 году в стране на основе ССОД была также создана такая структура, как Росзарубежцентр (РЗЦ) - Российский центр международного научного и культурного сотрудничества при правительстве Российской Федерации.
Следует отметить, что ВОКС и ССОД являлись общественными организациями, в то время как их правопреемник - Росзарубежцентр получил статус государственного органа при Министерстве иностранных дел. Однако изменение статуса не изменило сути деятельности организации в сфере культурного и научного сотрудничества с зарубежными странами.
Кардинальные структурные изменения в стране и обществе серьезнейшим образом затронули инфраструктуру ведомства. Из-за экономического кризиса радикальным образом сократилось финансирование. В целом ряде стран была прекращена деятельность российских центров науки и культуры, сужалось присутствие России за рубежом. Тем не менее Росзарубежцентр продолжал осуществлять ряд эффективных и востребованных проектов. Самой действенной программой РЗЦ были курсы русского языка, которые не прерывали своей работы после распада СССР.
Как отмечали свидетели эпохи, то немногое, что удалось сохранить, чему удалось придать положительную динамику развития, связано с усилиями руководителя Росзарубежцентра Валентины Терешковой и всего коллектива организации. В тот сложный период было открыто еще десять культурных центров, в том числе в США, Франции, Бельгии, Вьетнаме и Казахстане.
6 февраля 2002 года Президент Владимир Путин подписал Указ «О Российском центре международного научного и культурного сотрудничества при Министерстве иностранных дел Российской Федерации»12. Это было сделано в целях усиления координирующей роли Министерства иностранных дел при проведении единой государственной внешнеполитической линии, а также развития экономического, научного и культурного сотрудничества России с другими странами. Таким образом, Росзарубежцентр при правительстве перешел в ведение МИД.
В сентябре 2008 года Президент Дмитрий Медведев своим указом упразднил Росзарубежцентр и передал его функции Федеральному агентству по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству13, получившему сокращенное название «Россотрудничество». Организация осуществляет свою деятельность через представительства в 73 странах мира. В марте 2012 года на должность руководителя Россотрудничества был назначен К.И.Косачев, которого в 2015 году сменила Л.Н.Глебова.
Россотрудничество осуществляет продуктивное взаимодействие с такими неправительственными организациями, как Фонд «Русский мир»14, Общественная палата России15, Фонд Андрея Первозванного16, Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына17, Российский фонд культуры18, Международный совет российских соотечественников19, Союз театральных деятелей20, Международный совет музеев21, Международная ассоциация «Породненные города»22, и многими другими.
Одним из основных партнеров Агентства является Российская ассоциация международного сотрудничества. Сейчас Россотрудничество ведет работу по созданию Российского союза обществ дружбы (РСОД) и возобновлению деятельности в Москве Дома дружбы с народами зарубежных стран. Учитывая задачи вовлечения российских НПО во внешнеполитический процесс, планируется увеличение числа совместных мероприятий с обществами дружбы и другими неправительственными организациями, в том числе на площадках российских центров науки и культуры (РЦНК) в странах СНГ и других государствах (конференции, «круглые столы», форумы, выставки и др.).
Россотрудничество также активно поддерживает такой элемент публичной дипломатии, как взаимодействие между породненными городами и территориями. Международные мероприятия между городами-побратимами являются важной платформой для внешней открытости, укрепляют обмены и сотрудничество между страной и миром в сфере экономики, культуры, образования, науки и техники, городского строительства и многих других аспектов.
Развитие российской публичной дипломатии в последние годы
В условиях глобализации мировых политических, экономических и социальных процессов публичная дипломатия приобретает особое значение для эффективного продвижения внешнеполитических интересов России. В этой связи в целях содействия участию российских неправительственных организаций в международном сотрудничестве, а также активного и действенного вовлечения институтов гражданского общества во внешнеполитический процесс, в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 2 февраля 2010 года был создан Российский совет по международным делам, миссия которого заключается в том, чтобы быть «связующим звеном между государством, экспертным сообществом, бизнесом и гражданским обществом в решении внешнеполитических задач»23.
Одно из основных направлений деятельности РСМД - осуществление исследовательской работы и международной экспертизы. В этой связи Совет производит анализ и прогнозирование глобальных рисков и возможностей в интересах российской дипломатии, бизнеса, образовательных центров, общественных организаций и их международных партнеров. С этой целью РСМД организует крупные исследования ключевых международных проблем, подготавливает аналитические записки и доклады, осуществляет оперативную аналитику форсмажорных ситуаций и делает переводы зарубежных изданий.
Совет занимается также учебно-просветительской работой, содействуя подготовке кадрового внешнеполитического резерва. Для этого он организует различные школы, стажировки и мастер-классы политиков и дипломатов. В сфере коммуникационной и публичной деятельности цель Совета состоит в обеспечении взаимодействия представителей различных профессиональных групп в контексте вызовов и возможностей, определяемых глобальными процессами. РСМД служит открытой и независимой дискуссионной площадкой, на которой происходит взаимодействие российского общества и политического руководства по вопросам международных отношений и внешней политики.
Что касается международной деятельности РСМД, то она нацелена на создание благоприятных условий вовлечения России в глобальный мир через реализацию многосторонних сетевых проектов и инициатив. Для этого Совет работает над созданием условий для сотрудничества с международными партнерами по ключевым вопросам внешнеполитической повестки, принимает участие в международных политических инициативах, образовательных и научно-исследовательских проектах.
Распоряжением президента от того же числа (2 февраля 2010 г.) был также создан Фонд поддержки публичной дипломатии имени А.М.Горчакова. Миссия этой неправительственной организации заключается в том, чтобы всячески способствовать развитию публичной дипломатии, продвигать внешнеполитические интересы России, формировать за рубежом благоприятный для страны общественный, политический и деловой климат.
Фонд Горчакова предоставляет гранты различным неправительственным организациям на осуществление проектов, отвечающих целям фонда. Помимо этого, для поддержки публичной дипломатии и улучшения внешнеполитического имиджа России за рубежом фонд проводит конференции, публичные лекции и встречи по внешнеполитической проблематике, в которых принимают участие авторитетные отечественные и зарубежные эксперты в области международных отношений.
В рамках фонда ежегодно, начиная с 2011 года, действует научно-образовательный проект «Диалог во имя будущего», целью которого является формирование дискуссионной площадки с участием молодых ученых-международников, политологов, журналистов, представителей исследовательских центров и гражданского общества России, стран СНГ и Балтии. «Диалог во имя будущего» - это эффективная площадка для дискуссии и обмена мнениями.
Ресурс публичной дипломатии - один из наиболее важных и действенных инструментов в сфере реализации внешнеполитического курса страны. В Указе «О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации», подписанном В.Путиным 7 мая 2012 года, в день его вступления в должность президента, говорится: «В интересах повышения результативности российской внешней политики эффективнее использовать ресурс публичной дипломатии, вовлекать гражданское общество во внешнеполитический процесс»24 и «совершенствовать информационное сопровождение внешнеполитической деятельности в интересах объективного восприятия РФ на международной арене»25.
q
Таким образом, в последние два десятилетия руководство страны сделало довольно много, чтобы российская внешняя политика стала более открытой для общества. Именно в этой связи все более активную роль как в мире, так и в нашей стране играет народная дипломатия, которая стала важным дополнением к официальной дипломатии.
Россия сегодня располагает огромным потенциалом для развития общественной дипломатии. Это и немалый международный авторитет отечественной науки и культуры, и накопленный с советских времен опыт, кадры и инфраструктура культурных центров по всему миру, и Русский мир - миллионы людей в ближнем и дальнем зарубежье, для которых привлекательны и притягательны Россия, русский язык и культура, которые испытывают человеческую потребность в поддержании связей с Россией и соотечественниками.
1Термин «soft power» был введен Дж.Наем - // http://net.educause.edu/ir/library/pdf/FFP0502S.pdf. На русский язык термин «soft power» в разное время переводился по-разному - как «мягкая мощь», «гибкая сила» и т. п. Сейчас наиболее распространен перевод «мягкая сила», однако представляется, что термин «власть» - как способность добиваться от других желаемых действий - ближе к значению оригинала, чем «сила».
2Подробнее см.: http://gorchakovfund.ru/
3Подробнее см.: http://russiancouncil.ru/
4Всесоюзное общество культурной связи с заграницей (ВОКС) // https://ru.wikipedia.org/wiki
5Подробнее см.: http://rams.org.ru/istoriya
6Краткая историческая справка: ВОКС - ССОД - РАМСиР - Росзарубежцентр - Россотрудничество //http://reading-hall.ru/publication.php?id=2525M
7Сайт Российского центра науки и культуры в Париже // http://www.russiefrance.org/ru/nous/historique.html
8Подробнее см.: http://rams.org.ru/
9http://www.msod.ru/
10http://spbaic.ru/
11http://sibrams.ru/
12http://kremlin.ru/events/president/news/42377
13http://rs.gov.ru/
14http://russkiymir.ru/
15https://www.oprf.ru/
16http://cnsr.ru/
17http://www.bfrz.ru/
18http://fond.culture.ru/
19http://www.msrs.ru/
20http://stdrf.ru/
21http://www.icom.org.ru/
22http://goroda-pobratimy.ru/
23http://russiancouncil.ru/about-us/rsmd/
24http://kremlin.ru/acts/15256
25Там же.