Размышляя о мире, в котором мы живем, приходится, к сожалению, признать, что с так называемым «окончанием холодной войны» он не стал ни более стабильным, ни более безопасным. Исчезнувшая вместе с Советским Союзом биполярная геополитическая система, которая в течение почти полувека удерживала мир от новой глобальной конфронтации, до сих пор не нашла себе замену. Новая система международных отношений не только не сформировалась, но даже еще не проявилась в сколь-нибудь определенных очертаниях. Однополярная модель с Соединенными Штатами во главе, похоже, никого, кроме них самих, не устраивает. Во всяком случае, не видно признаков того, что другие государства, будь то даже ближайшие союзники, готовы официально принять статус вассала единственной сверхдержавы, оставшейся от прежнего биполярного устройства мира.

В этой связи встает непраздный вопрос: являются ли США в современном мире действительно единственной сверхдержавой и может ли новое мировое устройство быть реализовано в однополярном формате?

В поисках ответов на вопросы о будущем мироустройстве одним из самых значимых, если не важнейшим, выступает энергетический фактор. Закрепившееся где-то с середины 1980-х годов в мировом политическом дискурсе понятие стратегической стабильности, которое брало свое начало в совместных исследованиях советских и американских ученых того времени и относилось к военно-оборонной проблематике, сегодня представляется целесообразным распространить на энергетическую сферу. Именно о стратегической стабильности мира идет речь, когда комплексно рассматриваются вопросы энергетической безопасности - предложения, то есть поставок энергоносителей, спроса, то есть обеспечения финансовых расчетов, и доставки, то есть перемещения энергоносителей по транспортным схемам и транзита через территории третьих стран.

Борьба за энергоносители, в частности за источники нефти, стала одной из главных причин противоречий и конфликтов прошлого и настоящего. Она может серьезно отравить человечеству и его будущее, а в худшем случае привести к глобальной конфронтации, которая может стать последней в его истории, если не будет найден консенсус в подходах к обеспечению энергетических потребностей на основе безопасности и учета интересов всех участников энергетического процесса - и производителей, и потребителей, и транзитеров.

Разумеется, их интересы разнятся, как в любой торговой операции: продавец стремится продать дороже, покупатель - купить дешевле, а транзитер, выступающий в роли поставщика услуги, хотел бы получить за нее по возможности больше. Поэтому на мировых энергетических рынках, приобретающих глобальный характер, используется понятие так называемых «разумных цен», которые складываются в промежутке между ценами демпинговыми и спекулятивными. Производители и экспортеры энергоресурсов стремятся к разумно высоким, а потребители и импортеры - к разумно низким ценам. Определение взаимоприемлемых цен происходит в результате торга, переговоров и достижения договоренностей обычно посредством сближающих позиции сторон уступок, разного рода компенсационных сделок и других возможностей в рамках цивилизованного, взаимно уважительного и учитывающего интересы участников подхода.

Достижение договоренностей на базе разумных цен предполагает разумное поведение участников, исключающее шантаж, угрозы силой или ее применение, использование геополитических обстоятельств в целях принуждения партнеров к неоправданным уступкам. Взаимоприемлемый компромисс между конкурентами и одновременно партнерами, дух сотрудничества все шире понимается как более выгодный, чем дух конфронтации и стремление во что бы то ни стало добиться односторонних преимуществ. Это происходит в контексте все более очевидной общей потребности и заинтересованности в стабильности и предсказуемости мировых энергетических рынков, на которых от резких колебаний цен могут пострадать любые участники. Растущая взаимозависимость государств в современном, быстро глобализирующемся мире обуславливает усиление уязвимости большинства из них от возможных резких нарушений глобальной системы энергообеспечения, не имеющей всеобъемлющего глобального механизма регулирования, что делает энергоносители, в особенности нефть и газ, мощным инструментом мировой политики и международных отношений.

История, которая, правда, нередко ничему не учит, свидетельствует о том, что все сколь-нибудь значительные конфликты, начиная с весьма отдаленного прошлого, так или иначе были связаны с борьбой за энергоносители, которую вели, прежде всего, государства - крупные потребители, являющиеся геополитическими центрами.

К периоду Первой мировой войны относится утверждение нефти в качестве значимого геополитического фактора в противоборстве великих держав. В ходе Второй мировой войны сформировался один из важнейших принципов мировой энергетической геополитики - контролировать не столько территории, откуда исходят энергоресурсы, сколько пути и средства их доставки потребителям.

После войны Соединенные Штаты, являвшиеся крупным мировым экспортером нефти, стали ее импортировать, породив принцип консервации, то есть преимущественного использования зарубежных энергоресурсов при сохранении собственных для будущих поколений и на случай неблагоприятного развития международной ситуации.

В постсоветский период энергетическая стратегия США распространилась на ранее недоступные ей или малодоступные сферы влияния бывшего СССР и смогла еще более активно задействовать энергетические рычаги в целях обслуживания главной задачи удержания ускользающего мирового лидерства и утверждения однополярной геополитической системы во главе с США.

Россия, пережив страшный шок и жестокие испытания, восставала как мифологическая птица феникс из пепла перестройки. Международный проект «Нефть и газ России», осуществленный российской Ассоциацией международного сотрудничества совместно с женевским Центром исследований предпринимательства и общества при участии ведущих французских специалистов, помог вернуть энергетику страны на мировую авансцену, сформировать новую структуру сотрудничества в нефтегазовой сфере взамен разрушенных связей.

Презентация проекта в Париже собрала более 600 руководителей мирового нефтегазового сектора, таких его ключевых фигур, как недавно трагически погибший глава «Тоталь» Кристоф де Маржери, памяти и вкладу которого в российско-французское и общеевропейское сотрудничество мы отдаем дань признания и благодарности. В кулуарах презентации был подписан первый договор «Газпром» - «Газ де Франс», ставший исторической вехой в постсоветском сотрудничестве Франции и России.

Архитектура мирового энергетического сектора между тем стремительно менялась, приобретая черты все более опасной нестабильности. Разгрому подверглись государственные образования на территориях нефтеносных районов Ирака и Ливии, стала нагнетаться напряженность вокруг Ирана, чему предшествовали международные санкции и создание эмбарговых зон в отношении этих стран. Соединенные Штаты старательно втягивали в рискованную игру своих союзников, которые должны были бы отдавать себе отчет в том, что режим санкций в международных отношениях является не их нормой, а исключительной мерой полувоенного, подчас даже военного характера с самыми серьезными последствиями для возможностей будущего сотрудничества.

Ошибку с «Аль-Каидой», обернувшуюся против своего создателя, США повторили, поддержав исламских боевиков против правительства Сирии. Возникшее в результате так называемое «Исламское государство» стало серьезной угрозой для международной безопасности, особенно с учетом того, что оно припало к нефтяному источнику и на сделках с нефтью получает около 3 млн. долларов в день на финансирование своих военных действий и террористических акций.

Стали менее надежными пути и средства доставки энергоносителей. В условиях разбалансированности мира транзитеры стали чаще поддаваться соблазну использовать свое положение для получения дополнительных выгод в виде повышения платы за транзит, снижения для них платы за энергоносители, не гнушаясь подчас вульгарным воровством нефти и газа из трубопроводов.

Профинансировав переворот на Украине, США, по собственному признанию затратившие на эту операцию более 5 млрд. долларов, перешли к наступлению на Россию и объявили в отношении нее режим санкций. Традиционный расчет США на свое удаленное от места действий геополитическое положение и сравнительно небольшие экономические потери от санкций на фоне скромного товарооборота с Россией совершенно не соответствовали положению дел с их европейскими союзниками, для которых вступление в режим санкций против своего соседа по континенту оборачивалось не только многомиллиардными экономическими потерями, сокращением рабочих мест и недовольством населения, но и опасным разрушением духа и традиций сотрудничества в угоду заокеанской политике «большой дубинки».

Мечта о Большой Европе от Атлантики до Урала, по де Голлю, или от Бреста до Владивостока, по современным представлениям об общности и преемственности исторических и культурных ценностей европейского континента, отодвигалась, уступая место следованию Евросоюза в фарватере интересов Вашингтона. При этом Евросоюз к моменту вступления на путь этой политики потреблял более половины российского экспорта в целом и 80% нефти и газа в частности. Евросоюз, как это ни парадоксально, становится помехой на пути к Большой Европе, способной успешно противостоять серьезным глобальным вызовам современного мира, таким как радикализация и натиск ислама, как воспроизводство и выживание европейцев в условиях безудержной миграции и предстоящего демографического взрыва в Африке к югу от Сахары, как безработица, бедность, социальное неравенство и проблемы женщин и молодежи.

Европейские институты, по общему признанию, переживают глубокий кризис и растущее неприятие. Трудно не согласиться с выводом советника правительства Франции Жиля Реми, который считает, что «ЕС превратился в больного человека планеты». Что же касается отношений ЕС и России, тот же Жиль Реми отмечает, что они «похожи на отношения престарелой пары, которая, не заключив брака, слишком долго жила вместе, не имея детей. Раздражение так велико, что малейшее противоречие вызывает резкую полемику. Но учитывая значимость общих вызовов, есть необходимость перестать драматизировать наши разногласия и сгладить их. Брюссельская комиссия, однако, являет нам обратный пример в отношении вопросов, находящихся в ее исключительной компетенции».

В энергетической политике Еврокомиссии перспективное видение отошло куда-то на задний план, а единственный проект, который рассматривался целиком - проект газопровода «Набукко» по линии Каспийское море - Европа, в силу своей политизированности на фоне недостаточных экономических обоснований закончился громким провалом.

Желание бесконтрольно эксплуатировать, а еще лучше присвоить энергоресурсы России под флагом так называемых «общечеловеческих ценностей», когда предлагается считать суверенные недра и природные ресурсы России общим достоянием, все еще присутствует у некоторых западных политиков, окрыленных беспримерным в истории разбазариванием национального богатства деятелями нашей страны в конце 80-х - начале 90-х годов прошлого столетия. Препятствие в том, чтобы вновь что-то отнять у «Ивана-дурака», они видят в фигуре национального лидера страны. Сосредотачивая свои атаки на Президенте России, такие политики не понимают, что Россия изменилась с беззаботных советских времен, осознала свою национальную идентичность и полна решимости не допустить в каком бы то ни было виде ни ограбления, ни уничижения своего народа.

Равным образом не стоит надеяться, что России удастся выкрутить руки и заставить танцевать по правилам, которые пишутся в Брюсселе под свои интересы. Результатом настойчивости Запада в этом отношении может стать выход России из европейских институтов, что отбросит назад общеевропейское сотрудничество и ускорит приближающийся крах Евросоюза в его нынешнем издании.

Прежде чем в повестке дня встанет вопрос: кто виноват?, важно задаться вопросом: что делать? Ответом на это может быть: возвращаться к тому, что объединяет, отказываясь от навязанного духа конфронтации и используя еще один важнейший вид энергии - энергию знаний с ее позитивным инструментарием.

Примером в данном отношении может, как представляется, служить международный Клуб Ниццы «Энергетика и геополитика», созданный учеными и деятелями энергетической сферы при участии Российской академии наук. Совместная работа в течение почти полутора десятилетий представителей Франции, России и других стран на научной дискуссионной площадке Клуба Ниццы при поддержке мэрии города и властей региона ознаменовалась конкретными результатами. В 2011 году к 10-летию Клуба по итогам его деятельности за весь этот период в свет вышла монография «Энергетика и геополитика», представляющая собой фундаментальное исследование, которое обобщило размышления ученых на энергетическую тему и сделанные ими выводы.

Очередное, 13-е по счету, заседание Клуба Ниццы в ноябре прошлого года было посвящено новым вызовам в энергетической сфере, отношениям между Евросоюзом и Россией в изменившемся не в лучшую сторону международном контексте и проблемам энергетики и геополитики в Европе и мире.

Форум открыли президент Клуба Ниццы профессор Клод Нигуль (Франция) и вице-президент Российской академии наук академик В.В.Костюк. Россию представляли также академик РАН А.А.Дынкин, выступивший с сообщением о глобальных последствиях кризиса, академик РАН Э.П.Волков, представивший доклад «Сланцевый газ и нефть», член-корреспондент РАН Е.А.Телегина, говорившая о новом измерении энергетической безопасности, и другие ученые.

В целом состав участников традиционно характеризовался высоким уровнем. Среди них были руководители энергетического сектора разных стран, известные ученые, эксперты и исследователи, министр энергетики Марокко, принцесса Лихтенштейна. Мэрия Ниццы была представлена заместителем мэра профессором Бернаром Ассо, являющимся одним из учредителей Клуба.

Как участники, так и представители мэрии и других властных структур Франции и стран-участниц осуждали или по меньшей мере не приветствовали санкции в отношении России, считая, что создание нестабильности в энергетической сфере сравнимо с опасной игрой с огнем с непредсказуемыми последствиями. Придавая особое значение достижению стратегической стабильности в энергетической сфере, они полагали, что эта задача может реализовываться посредством последовательного приближения к цели по геополитическим кластерам подобно тому, как капельки ртути, соприкасаясь, сливаются в единое целое. Для этого на европейском континенте важно вернуться к проекту Большой Европы, пока окончательно не упущено время и вектор энергетического сотрудничества на континенте не развернулся с Запада на Восток, как стрелка компаса на меняющем курс корабле.

Выступая за развитие научного сотрудничества, мэр Ниццы, президент региона Ницца - Лазурный берег Кристиан Эстрози поддержал идею создания представительства Российской академии наук на площадке Клуба и в своем письме в Президиум РАН от 12 мая 2015 года официально предложил выделить для этой цели помещение в качестве вклада города. Речь идет, таким образом, об уникальной инициативе, противопоставляющей безумству нагнетания напряженности развитие научного сотрудничества в интересах жизненно важной энергетической стабильности. Энергетика как указывается в уже упомянутом фундаментальном труде «Энергетика и геополитика», представляет собой основу человеческой цивилизации. Социально-экономические вызовы ускоряющейся глобализации настоятельно требуют видения перспектив, возможностей и стратегических приоритетов развития антропогенной энергетики, охватывающей всю планету, совокупности средств преобразования энергии в формы, полезные для человеческой деятельности.

В этом ряду видятся кафедры и сети ЮНЕСКО и другие «мозговые центры», призванные внести свой вклад в осмысление идущих в Европе и мире непростых процессов и поиск решений в контексте задач формирования новой геополитической системы международных отношений на принципах мира и сотрудничества для устойчивого развития.