ЮАР является сегодня не только лидером в своем регионе, но и весьма значимым игроком на международной арене. История Южной Африки насыщена событиями и фактами, находившими отклик далеко за пределами африканского континента, а историческое развитие страны имеет свои особенности и специфику. Отношения России с Южной Африкой, влияние, которое Советский Союз оказал на развитие событий в ЮАР и на юге африканского континента в целом, заслуживают внимательного изучения и вызывают бесспорный интерес у исследователей. При этом, несмотря на длительную историю отношений между ЮАР и СССР, Россией, на современном этапе они остаются на заметно более низком уровне, нежели можно было ожидать.

Историческое наследие и его роль

Сегодняшние взаимоотношения России и Южной Африки во многом определяются теми историческими путями, которыми наши государства пришли к пониманию необходимости сотрудничества, взаимодействия, в том числе и в рамках международной экономической организации БРИКС. Обе страны не так давно перешли от недемократических централизованных режимов к более свободному обществу, экономики обеих стран зависят от природных ископаемых. На Южную Африку огромное воздействие оказали последствия Англо-бурской войны - борьба между африканерскими националистами и той частью правящих кругов, которые выступали за укрепление связей с метрополией и поддержку внешнеполитической линии Британской империи, на Россию - смена исторических формаций и идеологий внутреннего развития.

Неудивительно, что многие историки утверждают, что «о нашей стране в Южной Африке заговорили раньше, чем о ней в России». Служащие Голландской Ост-Индской компании, оказавшиеся на мысе Доброй Надежды еще в середине XVII века, должны были, конечно, что-то знать или слышать о России. Ост-Индская компания создала тогда станцию для заправки кораблей, направляющихся из Голландии к ее владениям в Азии - к Батавии (ныне Джакарта), центру Голландской Индии, то  есть Индонезии. Первым начальником этой станции директорат компании назначил Йохана (Яна) ван Рибека (1618-1677 гг.). Вскоре он стал первым губернатором Капской колонии (Колонии на мысе, как назвали станцию). Ван Рибек прибыл на мыс Доброй Надежды 6 апреля 1652 года. Этот день и считается датой рождения Капской колонии, которая, постоянно разрастаясь, дала начало нынешней Южно-Африканской Республике.

А на стыке океанов - Атлантического и Индийского, где была эта, как говорили тогда, «морская таверна», возник город Капстад (Кейптаун). Примечательно, но всего через пять месяцев после своего прибытия на юг Африки ван Рибек упомянул в своем дневнике слово «Московия». Он писал, что ее жители охотятся на тюленей и используют их жир в самых разных практических целях, имея в виду поморов и тюленевый промысел Русского Севера. Тюленей в водах, омывающих Южную Африку, было много, и ван Рибек предлагал использовать их жир, как это делают в «Московии»1.

Примечательно и то, что в 1853 году, когда шло создание республик в Южной Африке, в Кейптауне побывал Иван Александрович Гончаров. Его цикл путевых очерков «Фрегат Паллада» стал одним из наиболее интересных отечественных описаний Южной Африки. Он восхищался этим краем Земли, природой, климатом, но к экономическим перспективам отнесся скептически. «Здесь нет золота, и толпа не хлынет сюда, как в Калифорнию и в Австралию»2. Похожие взгляды высказываются и сегодня.

Несмотря на то что Англо-бурская война, первая война XX века, рассматривается с самых разных точек зрения, она связана с активизацией интереса России к Югу Африки. В Трансваале на стороне буров воевали голландские, немецкие, французские, ирландские, русские, франко-канадские добровольцы, то есть представители тех наций, которые испытывали в силу исторических причин симпатии к бурам или неприязнь к англичанам. Участие русских добровольцев в войне на стороне буров также отражало настроения, господствовавшие в европейском общественном мнении. С началом конфликта в редакции газет обращались «лично и письменно многие лица с просьбами дать им указание как прикомандироваться к добровольческим отрядам в Трансваале».

В едином душевном порыве отправлялись из Петербурга, Москвы, Киева, Тбилиси представители различных сословий, профессий и политических взглядов, желая оказать помощь бурам в их неравной борьбе с англичанами.

Хотя между Россией и бурскими республиками раньше практически не существовало политических, экономических и культурных связей, на театр военных действий в Трансвааль прибыло немало русских офицеров. Так, в наиболее компетентных зарубежных изданиях приводится цифра 225 русских волонтеров. Многие из них, вернувшись с войны, оставили интереснейшие воспоминания, способные пролить свет на разыгравшуюся в Южной Африке драму. Среди них - подпоручик Евгений Августас, потомок грузинских царей князь Багратион-Мухранский, граф Комаровский, князь Енгалычев, капитан Айп, поручик Едрихин, более известный под псевдонимом Вандам.

В марте 1900 года на встрече с президентами Трансвааля (П.Крюге-ром) и Оранжевого Свободного государства (М.Штейном) именно русский доброволец - подполковник Е.Максимов подал идею об отправке уполномоченной бурской делегации в Россию, Германию и Голландию с просьбой о посредничестве европейских держав в урегулировании южноафриканского конфликта. По его инициативе 5 (18) марта 1900 года Президентом П.Крюгером была отправлена официальная нота с мирными предложениями Великобритании.

Однако реальная активизация отношений произошла только после роспуска Коминтерна, со второй половины 1950-х годов, после Бандунгской конференции афро-азиатских стран и провозглашения независимости Ганы. Свержение колониального режима в Гане имело поистине общеафриканское значение, создав здесь новую ситуацию. 6 марта 1957 года Англия вынуждена была предоставить независимость своей колонии - Золотому Берегу, переименованной в Гану.

Эта победа всколыхнула народы других африканских колоний, показала возросшую силу и организованность национально-освободительного движения, его способность в кратчайшие сроки сбросить власть колонизаторов на всем континенте. Для Москвы это означало возможность устанавливать отношения с широким спектром африканских стран, хотя до середины 1950-х годов страны Юга Африки не занимали существенного места в советской геополитике. А вот в дальнейшем Советский Союз сыграл немаловажную роль в историческом развитии ЮАР. Именно СССР оказывал значимую помощь Африканскому национальному конгрессу (АНК)* (*АНК - старейшая политическая организация африканского населения ЮАР, с 1994 г. - правящая партия (в союзе с Конгрессом южноафриканских профсоюзов (COSATU) и Южноафриканской коммунистической партией).), основанному в 1912 году, а в 1960-1990 годах объявленному нелегальным, в борьбе против политики апартеида, которую правящие круги ЮАР трактовали как «раздельное развитие» рас, а большинство в мире считало расовой дискриминацией.

Советский Союз оказывал разнообразное содействие и поддержку и другим антирасистским политическим движениям в ЮАР, например Южноафриканской коммунистической партии (ЮАКП), - дипломатическую, политическую, материальную. Особенно большое значение имела помощь в подготовке национальных профессиональных кадров, включая военных. Руководство ЮАР утверждало, что СССР ведет тотальное наступление на Юге Африки. Большую часть этого времени между странами не было дипломатических отношений, хотя именно СССР являлся главным центром противоборства с расизмом на Юге Африки. Для противников расистских взглядов он был самым надежным партнером, для защитников - главным противником. Долгое время СССР был единственной из крупных стран мира, которая отказывалась от контактов с правительством ЮАР и поддерживала борьбу национально-освободительных движений, в то время как многие другие страны, руководствуясь экономическими, идеологическими, военно-стратегическими интересами, осуществляли широкие контакты с официальными властями ЮАР.

Именно поэтому перемены в СССР в конце 1980-х годов оказали огромное влияние на ситуацию в ЮАР и на Юге Африки в целом. Россия, покинув африканский континент и сменив ракурс своей внешнеполитической активности в сторону резкого уменьшения деятельности на Черном континенте, потеряла там свои преференции.

Современная динамика: политика и экономика

Начало 1990-х годов ознаменовало новый этап в российско-южноафриканских отношениях. 30 декабря 1991 года Российская Федерация была признана ЮАР в качестве правопреемницы СССР. В ходе визита в Преторию тогдашнего министра иностранных дел России А.Козырева 28 февраля 1992 года было подписано Совместное заявление об установлении дипломатических отношений. В июне 1992 года состоялся официальный визит Президента Фредерика де Клерка в Россию, в то время как национального героя и «икону свободы» народа в ЮАР - Нельсона Манделу - в России не приняли. Таковой была политика новой России, где африканское направление было далеко не в приоритете.

Установление дипломатических отношений со все еще расистским, хотя и реформирующимся правительством ЮАР, не могло не наложить негативного отпечатка на развитие двусторонних отношений с демократической Южной Африкой. Ввиду произошедших политических перемен в СССР в начале 1990-х годов и радикальной смены курса отношения были установлены со «старым режимом» в ЮАР, вопреки той немаловажной роли и весомой поддержке, которую СССР оказал освободительной борьбе южноафриканского народа. Такое положение дел явно затормозило развитие отношений между РФ и ЮАР. И это вопреки тому, что ранее Москва имела значительное политическое влияние среди национально-освободительных движений Юга Африки.

Потребовалось несколько лет для того, чтобы сгладить негативный отпечаток, а России - понять важность и необходимость развития отношений с африканскими странами, и прежде всего с наиболее развитым среди них государством - ЮАР.

В итоге сегодня в отношениях между Россией и ЮАР  существует явный дисбаланс между их политической и экономической составляющими. Нужно сказать, что престиж нашей страны в ЮАР остался на достаточно высоком уровне, несмотря на заигрывание в конце 1980-х - начале 1990-х годов тогдашних руководителей СССР и России с уходившим с политической сцены правительством белого меньшинства. В силу этого уровень и состояние торгово-экономического сотрудничества между Россией и ЮАР в первые десять лет после прихода к власти правительства черного большинства никак не соответствовали потенциалу двух стран, а эти года можно считать «потерянным десятилетием».

Визит Президента ЮАР Н.Манделы в Москву в 1999 году дал первый толчок становлению российско-южноафриканских отношений в новых исторических условия, но реальные сдвиги произошли только в 2006 году, когда Южную Африку посетил Президент России В.Путин. В ходе визита был подписан Договор о дружбе и партнерстве между двумя странами, который - наряду с соглашениями о торгово-экономическом сотрудничестве, о поощрении и взаимной защите капиталовложений, об избежании двойного налогообложения - создал нормативно-правовую базу для развития сотрудничества. Вместе с тем в ЮАР с недоумением восприняли отказ российской стороны включить в программу пребывания президента выступление в парламенте, да и сам договор был ратифицирован лишь через шесть лет после его подписания3.

В политическом плане Россию и ЮАР отличает близость или совпадение позиций по отношению к мироустройству на принципах многополярности и уважения международного права, усиления роли ООН в международных делах, к укреплению режима нераспространения, борьбы с терроризмом, урегулированию региональных конфликтов. ЮАР и РФ на различных уровнях стремятся координировать свои позиции по международным проблемам, в том числе в форматах ООН, «Группы двадцати» и БРИКС. Этому способствует активный и регулярный диалог руководителей внешнеполитических ведомств двух стран. Между столицами налажена координация действий в рамках международных организаций. Позитивная динамика характеризует и парламентское взаимодействие, происходит регулярный обмен делегациями парламентариев.

Хотя ЮАР стала одним из крупнейших торгово-экономических партнеров России в Африке, внешнеторговый оборот в 2013 году составил лишь скромные 1,07 млрд. долларов, но по сравнению с 2012 годом вырос на 11%. Экспорт из России составил 291,4 млн. долларов (прирост - на 4,6%), импорт в Россию - 780,9 млн. долларов (прирост - 13,8%). Отрицательное сальдо России в торговле с ЮАР составило 489,5 млн. долларов. Основная доля поставок в ЮАР приходится на продовольственные товары и сельхозсырье (46,4%), минеральные продукты (19,4%) и продукцию химической промышленности (18,9%)4. В структуре импорта из ЮАР преобладают продовольственные товары и сельхозсырье (40,9%), машины, оборудование и транспортные средства (28,4%), минеральные продукты (19,9%)5.  Анализ торговых потоков между Россией и ЮАР в рамках модели мировой торговли однозначно указывает на то, что реальные торговые потоки значительно ниже потенциальных6. Показательно и то, что доля российского экспорта в ЮАР за последние 20 лет ни разу не достигала даже 0,1% от общего объема экспорта. 

Вместе с тем не все так плохо. Официальная статистика товарооборота не отражает реального положения дел, так как не учитывает деятельности совместных предприятий, работу российского бизнеса под флагом третьих стран, особенно в сфере инвестиций, девелоперской деятельности, недвижимости, туризма и т. д.

У России с Южной Африкой нет противоречий, но в ряде случаев они объективно являются конкурентами при сбыте некоторых видов сырья. Основная доля российского экспорта приходится на черные и цветные металлы, инструменты, искусственный каучук, оборудование, приборы оптические и медицинские. В российском импорте из ЮАР преобладают продовольственные товары и сельхозсырье, черные металлы, руды, продукты химической индустрии.

В этом контексте возрастающее значение в комплексе интересов России приобретает Южно-Африканский регион7. Однако следует отметить, что большинство проектов остается пока на стадии разработки, считаются отложенными и результатов еще предстоит дождаться. Хотя российские компании в целом пользуются положительным к ним отношением со стороны южноафриканцев, которые хранят в себе историческую память о помощи Советского Союза Южной Африке во второй половине ХХ века, они сталкиваются со многими проблемами, вытекающими из непривычной для них деловой культуры и возникающими в связи с этим предпринимательскими рисками. 

Помимо укрепления своей позиции на мировых рынках сырья для России Южная Африка представляет интерес и с точки зрения источника ряда металлов, которые на данный момент для российской экономики являются дефицитными, в частности марганца, хрома, бокситов, цинка и олова8. Таким образом, разворачивающаяся экспансия российских компаний на Юге Африки не только перспективна с точки зрения укрепления их позиций на мировом рынке, но и в плане обеспечения доступа к сырью, столь необходимому для отечественного производства.

Так, российская компания «Ренова» ведет в ЮАР разведку и добычу марганцевой руды по проекту «Марганец Калахари», строит завод по производству ферросплавов и участвует в проекте создания солнечных энергетических парков. «Евраз Групп» владеет 85% предприятия, являющегося крупнейшим мировым поставщиком ванадия и одним из лидеров в ЮАР по объемам стального проката.

В ЮАР действуют и другие российские компании, включая «Росатом», ОАО «ВПК «НПО машиностроения» и др. Осуществляется сотрудничество между ведущими банками двух стран, в том числе по линии Банк России - Резервный банк ЮАР, Внешэкономбанк - Недбанк. В Йоханнесбурге функционирует представительство Внешэкономбанка. Из южноафриканских компаний в России работают «САБМиллер» (производство пива), «Монди» (производство целлюлозы), «Насперс» (информтехнологии), «Бейтман» (поставки оборудования и технологий для горнодобычи и металлургии).

Развивается сотрудничество и в сфере массовых коммуникаций. Например, в Южной Африке функционируют представительства крупнейшего российского информагентства ИТАР-ТАСС. Важным и потенциально успешным инструментом активизации экономического сотрудничества с ЮАР и выработки новых взаимовыгодных проектов, в том числе для среднего и малого бизнеса, стал созданный в 2007 году «Деловой совет Россия - ЮАР». Однако в последние годы его активность по причине смены представителей значительно снизилась.

Учитывая острую нехватку электроэнергии в ЮАР, одной из наиболее перспективных отраслей российско-южноафриканского сотрудничества является энергетика, в том числе атомная. В сентябре 2014 года глава «Росатома» Сергей Кириенко и министр энергетики ЮАР Тина Джомат-Петтерсон в рамках 58-й генеральной конференции Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) подписали соглашение, которое предусматривает строительство в ЮАР до восьми энергоблоков АЭС, сотрудничество по ряду других проектов (в том числе сооружение исследовательского реактора), а также помощь в развитии энергетической инфраструктуры ЮАР и подготовке специалистов для отрасли. Основным проектом соглашения является строительство в ЮАР новых АЭС с российскими реакторами ВВЭР (водо-водяной энергетический реактор). Суммарная мощность блоков составит до 9,6 ГВт9.

По заявлению С.Кириенко, «Росатом» готов оказать ЮАР содействие в создании полноценного промышленного кластера мирового уровня - от начальной стадии ядерного топливного цикла до инжиниринга и производства оборудования. Впоследствии это позволит реализовывать совместные проекты в третьих странах. Но для начала данного сотрудничества будут обеспечены условия для создания тысяч новых рабочих мест и размещения заказов местным компаниям на сумму до 10 млрд. долларов10.

Кроме того, российская сторона готова предоставить Южно-Африканской Республике льготное межгосударственное финансирование для строительства атомных мощностей. По экспертным оценкам, такой проект фактически позволит ЮАР создать собственную атомную индустрию и обеспечить локализацию производства от 40 до 60%, что создаст порядка 30 тыс. рабочих мест и может принести стране около 16 млрд. долларов инвестиций только на этапе строительства, а также 5 млрд. долларов непосредственных поступлений в бюджет республики. Однако Министерство энергетики ЮАР оговорило, что подписанное с «Росатомом» соглашение о строительстве восьми реакторов вовсе не означает, что российская госкорпорация получила эксклюзивный контракт на возведение АЭС11.

Хотя в целом российский капитал пока слабо представлен в ЮАР, большие резервы кроются в развитии прямых хозяйственных связей между представителями малого и среднего бизнеса, в том числе по линии субъектов Российской Федерации. Установлены межрегиональные связи между Московской областью и провинцией Хаутенг, Москвой и Преторией, Кейптауном и Санкт-Петербургом. В ходе визита делегации предпринимателей из Санкт-Петербурга в крупнейшие города ЮАР достигнуты договоренности о заключении соглашения о сотрудничестве и установлении побратимских отношений между Санкт-Петербургом и Йоханнесбургом.

Все же, несмотря на определенную тенденцию роста товарооборота между ЮАР и Россией, приходится констатировать, что сотрудничество в хозяйственной сфере сталкивалось с рядом трудностей, связанных, в частности, с недостаточной информированностью российских и африканских партнеров о взаимных возможностях и потребностях. В ЮАР до сих пор нет российского культурного центра, крайне ограничено число южноафриканских студентов, обучающихся в России.

Понимание важности развития этого аспекта отношений обозначено в заявлении В.В.Путина во время его визита в ЮАР в 2013 году: «Безусловным приоритетом для России и ЮАР является гуманитарное сотрудничество - культурные, образовательные обмены, подготовка квалифицированных кадров. Мы намерены увеличить квоту на прием в российские вузы южноафриканской молодежи»12.

Российско-южноафриканское сотрудничество в научно-технической сфере носит пока ограниченный характер и осуществляется прежде всего в области ядерных исследований, освоении космоса, добычи и переработки полезных ископаемых. Россия поддержала успешную заявку ЮАР на размещение в этой стране (совместно с Австралией и частично Новой Зеландией) крупнейшего радиотелескопа (Square Kilometer Array).

В 2009 году Россия с космодрома Байконур запустила южноафриканский спутник для зондирования Земли и телекоммуникаций. В настоящее время ведутся переговоры о создании в ЮАР станции слежения за спутниками. Космический центр в ЮАР будет использоваться для получения данных с российского спутника по проекту «Радиоастрон». В Южно-Африканской Республике планируется установить квантово-оптическую систему для увеличения точности приема сигнала ГЛОНАСС в Южном полушарии.

Новая веха - БРИКС

Присоединение и последующее участие Южной Африки в группе БРИКС стало важным направлением деятельности политического руководства ЮАР и вполне может послужить дополнительным импульсом в развитии двусторонних отношений с РФ.

12 ноября 2010 года на саммите «Большой двадцатки» в Сеуле ЮАР выразила желание присоединиться к БРИК. Еще раньше Президент  Джейкоб Зума посетил с официальными визитами все четыре страны - участницы БРИК, озвучив это предложение. В результате в конце 2010 года Председатель КНР Ху Цзиньтао направил приглашение Президенту ЮАР Дж.Зуме принять в апреле 2011 года участие в саммите объединения в городе Санья (в островной китайской провинции Хайнань). Таким образом, БРИК превратился в объединение, которое самостоятельно интегрирует в себя новые государства.

Благодаря этой площадке более частыми стали встречи и переговоры  президентов двух стран - В.Путина и Дж.Зумы. Подписана Декларация о стратегическом партнерстве, которая содержит долгосрочные ориентиры двустороннего взаимодействия в торговле, инвестициях, гуманитарной сфере и на международной арене. В Йоханнесбурге начал работу региональный Центр технического обслуживания российских вертолетов Ми-1713.

Присоединение ЮАР к БРИК происходило в рамках реализации внешнеполитической стратегии республики, обозначенной еще в начале 1990-х годов. Примечательно, что актуальность и важность БРИКС осознается не только деловыми и государственными структурами, но и гражданским обществом Южной Африки. 

На сегодняшний день остаются большие резервы расширения взаимовыгодного сотрудничества России и Южной Африки. В их исторической подоплеке лежит понимание африканским населением того факта, что в отличие от Запада русские никогда не участвовали в колонизации и нещадной эксплуатации природных богатств континента, а, напротив, всецело способствовали обретению африканскими странами и народами свободы и независимости. Кроме того, от старых времен советского наследия остались опыт, материально-техническая база  и экономические связи, хотя и существенно подорванные в 1990-х годах. Ну и нельзя забывать, что современная Россия обладает значительными научными и материальными ресурсами; она способна экспортировать конкурентоспособную продукцию, передовые технологии, в которых нуждается Африка.

Взаимодействие стран БРИКС, как отдельно, так и в качестве объединения, со странами африканского континента превращается в важный фактор международного развития. В последнее десятилетие наблюдается всплеск экономической активности в Африке, Китае, Индии и Бразилии. Африканский континент привлекает к себе все большее внимание мирового сообщества. Неслучайно социально-экономические, экологические, демографические, политические проблемы Африки активно обсуждаются на важнейших международных форумах, в том числе в ООН, в  рамках «Большой восьмерки» и «Большой двадцатки».

В известной степени место ЮАР в мировой экономике сопоставимо с местом России: по ряду параметров она может быть отнесена к развитым странам «первого мира», но по другим - к «третьему миру». Хотя ЮАР - крупнейшая экономика Африки, она производит всего 0,5% мирового ВВП, что составляет примерно половину ВВП Индонезии или Турции. В отличие от большинства «восходящих» государств у нее довольно слабые демографические показатели, высокий уровень безработицы - это позволяет судить о том, что из всех государств - участников БРИКС ЮАР является, несомненно, «слабейшим звеном», а ее главными преимуществами в этом объединении стали не экономика, а региональная проекция, цивилизационная «репрезентативность», природные ресурсы и важное геополитическое положение.

Все страны-участницы считают БРИКС важной промежуточной платформой для обсуждения интересов отдельных членов группы, это наглядно демонстрирует сотрудничество и продвижение интересов в «Большой двадцатке». Если страны - члены БРИКС выработают единую позицию по какому-либо вопросу, то шанс, что она будет одобрена «Большой двадцаткой», намного выше, благодаря совокупному экономическому весу стран - участниц БРИКС и большей вероятности получить поддержку других развивающихся стран «двадцатки».

Хотя некоторые южноафриканские эксперты отмечают, что сотрудничество страны в рамках форума для проведения диалога ИБСА (Индия, Бразилия и Южная Африка) представляет собой «полезную платформу», а БРИКС является важным форматом для уравновешивания существующего мирового порядка (в том числе потому, что двое из пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН входят именно в эту структуру).

Безусловно, сотрудничество с ЮАР является важным фактором усиления российских политических и экономических позиций в регионе. Оно может привести к дальнейшей активизации внешней политики РФ на африканском направлении. Даже больше, сегодня это единственный инструмент для реинициирования активной российской политики в регионе. Так, в ходе последних встреч президентов В.Путина и Дж.Зумы обсуждались актуальные вопросы двусторонних экономических связей, укрепления договорно-правовой базы отношений, а также совместной работы по реализации договоренностей, достигнутых в результате набирающего рост политического диалога между странами. Сегодня именно рост торговли и инвестиций должен рассматриваться главной сферой для укрепления сотрудничества между Россией и ЮАР. Выгода от изменения нынешней ситуации может быть очень значительной - за счет эффекта низкого старта. Такое сотрудничество наделит БРИКС большей экономической значимостью и надежностью и улучшит разностороннее развитие отношений между Россией и ЮАР.

Проблемы и перспективы

ЮАР проводит активную и независимую внешнюю политику, не поддерживает санкции,  вводимые западными государствами в отношении так называемых «государств-изгоев», придерживается прагматического внешнеполитического и внешнеэкономического курса, основываясь исключительно на собственных интересах. Cтрана крайне заинтересована в иностранных инвестициях, учитывая масштабные задачи социально-экономического развития и поддержания имиджа лидера Африки, поэтому охотно идет на сотрудничество с любыми инвесторами. Все это предоставляет широкие возможности для активизации деятельности России в регионе по всем направлениям.

Несмотря на то что сегодня следует констатировать существенный дисбаланс между политическими и экономическими отношениями наших стран, они заслуживают более пристального внимания, как со стороны государства, так и бизнес-сообщества. Поддерживается достаточно высокий уровень политического взаимодействия, однако с точки зрения развития торгово-экономического сотрудничества между Россией и ЮАР существует больше потенциала, нежели реализованных проектов.

России не следует забывать, что в двусторонних связях с ЮАР большой проблемой является низкая эффективность организационных структур. В частности, отсутствует площадка для встреч на многосторонней основе и высоком уровне  между Россией и африканскими государствами (аналогичная форумам США - Африка, Франция - Африка, Китай - Африка и др.).

Для российского бизнеса крайне важно научиться работать в Африке с учетом особенностей региона, уважения национальных интересов, культуры и традиций. Деятельность должна строиться на основе общепринятых деловых правил, в частности принципов корпоративной социальной ответственности. Целесообразно содействие развитию стран Африки для решения насущных проблем континента, усиление аналитической работы по определению приоритетных направлений, форм и эффективности такой помощи, а также диалог с участием всех заинтересованных сторон, в том числе гражданского общества.

Для улучшения результативности политики России в отношении Африки в целом и ЮАР в частности в рамках БРИКС очень важно: выработать согласованную линию между различными министерствами и ведомствами при содействии бизнес- и академического сообществ; разработать программы государственной поддержки российского бизнеса, в частности по мерам поддержки государственными банками инвестиционных проектов; активизировать работу Делового совета Россия - ЮАР; принять меры к улучшению имиджа России путем проведения широкой информационной кампании, нацеленной на активное распространение позитивных знаний. Мир не замкнулся на Европу и Америку. Принимаемые ими экономические санкции подводят нас именно к такой мысли.

 

 

 1Давидсон А.Б., Филатова И.И. Россия и Южная Африка: три века связей. М.: Издательский дом Государственного университета "Высшая школа экономики" (ГУ-ВШЭ), 2010.

 2Гончаров И.А. Собр. соч. Т. 5. М., 1952. С. 36, 188.

 3Шубин В.Г. Критика критики: отношения СССР/России с Южной Африкой // Южная Африка на пороге третьего тысячелетия. М., 2002. С. 170-186.

 4Российско-южноафриканские отношения // http://www.mid.ru/ns-rafr.nsf/89414576079db559432569d8002421fc/9e2f1d440987db1043256c0c006d2d1e?OpenDocument

 5Там же.

 6Волчкова Н. и Рябцева М. Россия - ЮАР: особенности сотрудничества в рамках БРИКС и «Большой двадцатки» // http://www.ictsd.org/bridges-news

 7Васильев А.М. Африка нужна России. Россия нужна Африке // Африка и вызовы XXI в. М., 2012. С. 144-145.

 8Urnov A.U. Russia and Africa // <http://www.inafran.ru/ru/content/view/162/51/> Institute for African Studies.

 9«Росатом» договорился о строительстве АЭС в Южной Африке // http://www.interfax.ru/business/398084

10ЮАР: жесткая конкуренция в сфере атомной энергетики // http://www.vestifinance.ru/articles/51224

11Там же.

12Владимир Путин посетил с рабочим визитом Южно-Африканскую Республику по приглашению Президента ЮАР Джейкоба Зумы // http://kremlin.ru/news/17746

13Архангельская А.А., Шубин В.Г. ЮАР - новый член БРИКС // Стратегия России в БРИКС: Цели и инструменты. М., 2013. С. 142-166.