ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Польша заманивает Украину в новую Речь Посполитую

10:43 28.04.2022 • Владислав Гулевич, журналист-международник

Евродепутат от Польши Патрик Яки провозгласил необходимость формирования нового польско-украинского союза. По мнению Яки, такой союз мог бы иметь много общего с I Речью Посполитой XV-XVIII веков и был бы эффективным средством защиты при столкновении с "московской военной машиной" (1).

При этом Яки завил, что США не в состоянии обеспечить свою гегемонию в мире без участия Польши, и потому для польского государства открывается широкое окно возможностей, через которое она сможет выбраться за рамки узкого регионализма и стать чем-то большим, чем просто «заметным союзником» Вашингтона в Центрально-Восточной Европе (ЦВЕ).

Таким образом, польский евродепутат со старта заявляет, что польско-украинский союз будет придатком к американской гегемонии, признаки падения которой уже явно просматриваются. Яки попросту предлагает Украине прыгнуть в последний вагон американского поезда, отъезжающего в прошлое. Будущее мира будет твориться на Востоке, а не на Западе. Поэтому Польша спешит повлиять на расклад сил в ЦВЕ в выгодном для себя ключе и втянуть в свою орбиту безвольные и зависимые государства, вроде Украины, пока США ещё способны на реализацию геополитических проектов. Но времени для этого осталось не так много.

Что получит от этого Польша - понятно, но что получит от этого Украина? Её участь в союзе с Польшей - быть "низшей среди равных". Отсылка Яки к истории I Речи Посполитой может затронуть души поляков, но не украинских граждан. Только поляки считают Речь Посполитую XV-XVIII вв. неким «идеальным демократическим государством». Для коренного населения Украины, а также Белоруссии и Литвы это было захватническое государство, безжалостно придавившее ассимиляторским прессом православно-славянскую и литовскую культуру. Доказательством тому антипольские восстания Северина Наливайко, Кшиштофа Косинского и др.

Отсылка к І Речи Посполитой нужна депутату Яки не потому, что это государство было каким-то особенным с точки зрения науки, культуры или религии, а потому, что оно ознаменовало собой самое масштабное расширение польского государства в истории. После І Речи Посполитой поляки никогда не достигали такого территориального охвата. Все последующие эпохи были для польской внешней политики глубокой тоской о давно минувших днях, когда восточные рубежи Польши проходили чуть ли не под Смоленском. 

О зашкаливающем романтизме пана Яки говорит его попытка объяснить необходимость союза с Украиной тезисами историка цивилизаций Феликса Конечного (1862-1949), который всю свою карьеру потратил на поиски обоснований, почему польско-католическая цивилизация - это хорошо, а русско-православная - это плохо. Фантастические доводы Конечного пользовались спросом у западной пропаганды в годы холодной войны, но у учёных они спросом не пользовались. Действительно, почему русско-православная цивилизация - это нечто непримиримое для католической Польши, а для католических Словакии, Венгрии или Хорватии - нет? Нет словацких, венгерских, хорватских историков, которые бы с упорством Конечного доказывали извечную чуждость русского народа народу Словакии, Венгрии и Хорватии. Не выдумана ли эта непреодолимая непримиримость самим Конечным в угоду своим политическим антипатиям?

Польско-украинский союз видится пану Яки как союз цивилизационный. Но, позвольте, если русско-православная цивилизация - это нечто непримиримое для польско-католической, как эта последняя собирается "вбирать" в себя страну, чья бОльшая часть населения принадлежит к русско-православной? Ведь в союзе с Польшей должна участвовать вся Украина, а не только её греко-католические западные регионы.

Ответ на поверхности: путём насильственного подавления тех украинских граждан, кто родился и вырос в лоне православной цивилизации. Геополитический рецепт евродепутата Яки - это завуалированный призыв расправиться с неугодными и превратить Украину в цивилизационно-политическое продолжение Польши, так как не может быть продолжением Польши страна, где миллионы людей принадлежат к тому, что Польша считает для себя «непримиримым».

В истории земель нынешней Украины не было периода, в котором они были бы включены в состав Польши на равных. Задокументированных свидетельств колониального отношения Польши к тамошним жителям предостаточно. Гипотетический союз Украины с Польшей сегодня имел бы такое же соотношение, но с учётом нынешних геополитических реалий. Зависимость Киева от Варшавы сохранялась бы, иначе зачем Польше союз с равнозначным государством? Если Польша рвётся в лидеры ЦВЕ, к чему ей втаскивать в эту геополитическую гонку ещё одного конкурента в виде Украины?

То, во что превратилось бы  государство Украина в составе Речи Посполитой,  находясь в подчинённом положении – представить несложно, и в таком же положении Украина окажется сегодня, если примет пропозицию пана Яки. Не в смысле включения Украины в состав Польши, а в смысле полной несамостоятельности решений в сфере политики, обороны, экономики и культуры. И Варшава уже работает в данном направлении, пытаясь координировать политику Литвы, Латвии, Эстонии и Украины в отношении России (2).

К сожалению, скромные призывы некоторых польских экспертов к нормализации отношений с Москвой по принципу "ни русофобия, ни русофилия, но интересы Польши" не находят отклика в высших эшелонах власти (3). Польские политики любят повторять аксиому Збигнева Бжезинского, что без Украины Россия не может считаться европейской державой, но молчат о том, что без подчинения Украины Польша не может рассчитывать на региональное лидерство в ЦВЕ. Причём в стремлении к этому лидерству Украине отводится сугубо инструментальная роль. Союз с Украиной - не самоцель, а средство для достижения внешнеполитических горизонтов, о которых Польша мечтает с XVIII в.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

 

1) https://wpolityce.pl/polityka/594660-wywiad-jaki-jest-szansa-by-zbudowac-cos-duzego-w-regionie

2) https://jagiellonia.org/prezydenci-polski-estonii-litwy-i-lotwy-udali-sie-do-kijowa/amp/

3) https://myslpolska.info/2022/04/19/ani-rusofobia-ani-rusofilizm/

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати