Стр. 163 - листалка

Упрощенная HTML-версия

Сентябрь, 2016
Глобальная антикоррупционная стратегия: новые тенденции и приоритеты
157
правоохранительных органов по отслеживанию активов, а также меха-
низмы международных запросов по конфискации имущества.
Однако немаловажный вопрос разделения имущества между го-
сударством, осуществившим его конфискацию, и страной происхож-
дения коррупционных доходов отражен в КПК ООН лишь в общих
чертах. Более того, эта конвенция не устанавливает императивных
обязательств по возврату такого имущества в страну происхождения.
Таким образом, существует определенный пробел, вызванный,
по всей видимости, издержками переговорных процессов по со-
гласованию соответствующих международных норм. В статье 59
КПК ООН фактически содержится призыв к государствам заполнить
данный пробел самостоятельно путем заключения двусторонних и
многосторонних соглашений по возврату и разделу имущества.
Есть основания полагать, что значимость проблемы возврата ак-
тивов в ближайшие годы будет только увеличиваться. Этому, несом-
ненно, будет способствовать проведение очередного цикла взаим-
ных оценок стран в рамках КПК ООН, который нацелен в том числе
на обзор выполнения положений Главы V «Возврат активов». Кро-
ме того, ФАТФ в ходе очередного раунда оценок также будет делать
особый акцент на вопросы эффективности работы систем по воз-
врату активов. Большое внимание данной теме уделяется и в рамках
АТЭС, включая недавно созданную под ее эгидой Антикоррупцион-
ную сеть правоохранительных органов.
По скромным подсчетам Управления ООН по наркотикам и пре-
ступности и Всемирного банка, «ежегодно до 40 млрд. долларов в
виде доходов от коррупции переводятся из развивающихся стран в
иностранные юрисдикции»
18
.
Исходя из данных Всемирного банка, мировым лидером в объ-
емах изъятия активов по делам о зарубежном подкупе являются
США. Речь идет о конфискации коррупционных доходов трансна-
циональных корпораций и крупных иностранных компаний, полу-
ченных ими в других странах, преимущественно в рамках государ-
ственных контрактов.
Всего в период с 1999 по 2012 год урегулировано (во внесудебном
порядке) 395 дел, связанных с иностранным взяточничеством на сум-
му 6,9 млрд. долларов. Из них 275 таких дел, или 70%, урегулирова-
ны в США. Штрафных санкций наложено в размере 5,9 млрд. дол-
ларов. При этом «потерпевшие» страны (в основном развивающиеся)
сумели вернуть лишь 3,3% изъятых средств (197 млн. долл.).