Стр. 142 - V (1)

Упрощенная HTML-версия

Сентябрь, 2015
Небо над Стамбулом
141
рецкие инвестиции в росси ские регионы. В более широком кон-
тексте данное сотрудничество укладывалось в рамки еврази ского
проекта, которы для турок представлялся более широким вопло-
щением «турецко модели», основанно на концепции единства
тюркского мира.
Помимо решения «локальных» задач, связанных с усилением
своих региональных позици , Турция ставила перед собо и гло-
бальные задачи в области воздушного сообщения, решение которых
могло бы вывести ее на уровень мирово авиатранспортно держа-
вы, по сути, те же, что составляли (и составляют) ядро европе ско
авиационно политики на росси ском направлении, традиционно
сконцентрированно на двух основных вопросах - идее «открытого
неба» над Россие и, как следствие, отмене платы с западных авиа-
предприяти за пролет по ТСМ*. В советское время попытки пере-
смотра этих вопросов были изначально обречены на провал. Однако
турки предпочли не просто следовать за ЕС, а самостоятельно ис-
кать пути решения поставленных задач, используя двусторонние до-
говоренности с Москво .
Предложение турецко стороны открыть все международные аэро-
порты в обеих странах для назначенных авиаперевозчиков прозвуча-
ло на переговорах авиационных власте России и Турции в Анкаре в
январе 2009 года, но не было поддержано росси ско стороно , осто-
рожно относяще ся к любым проявлениям идеи «открытого неба»**,
особенно после того, как в 2005 году Еврокомиссия обозначила пла-
ны заключить соглашение об «открытом небе» с Россие , а также с
США и Китаем. Подобная договоренность позволила бы европе -
ским авиакомпаниям летать в Россию из любо точки Евросоюза (что
запрещено авиационными соглашениями, подписанными Россие с
отдельными членами ЕС) и увеличило бы их доступ к быстрорасту-
щему рынку воздушных перевозок. Росси ская сторона исходила из
того, что даже в случае ответного открытия неба для нее над Европо
росси ские авиакомпании не смогут быть в полно мере конкуренто-
способными по сравнению с европе скими и в целом такая политика
*
Вопрос об упрощении порядка использования ТСМ и включении дополнительных пунктов назначе-
ния на Дальнем Востоке и в Азии поднимался турецко стороно в ходе консультаци авиационных
власте России и Турции в 1993, 1994, 1997, 2001, 2008, 2009 гг.
**
Исключение составляют Владивосток, куда из-за саммита АТЭС в 2012 г. было разрешено выпол-
нять любые полеты без ограничени на постоянно основе, а также Сочи и Калининград.