Стр. 41 - V

Упрощенная HTML-версия

«Международная жизнь»
Владимир Захаров
36
центральноазиатскими странами и отсутствия воли у других настаи-
вать на реализации этих крайне важных для всего региона задач. Ведь
в ближайшие годы население здесь подрастет еще на 10-20 млн. чело-
век, усугубятся проблемы Арала и опустынивания земель, обострит-
ся ситуация с обеспечением питьевой водой.
С учетом специфики Центрально-Азиатского региона, может быть,
правы некоторые киргизские и таджикские эксперты, когда предлага-
ют смотреть на воду как на товар, что и происходит с нефтью и га-
зом? Ведь для ее доставки в нижнегорье (Узбекистан и Казахстан)
также требуются значительные усилия по обустройству гидросоору-
жений и водосбережению. Может быть, внимательнее присмотреться
к опыту советского периода, когда водопользование и электроэнерге-
тика регулировались из единых центров в интересах всех участников,
но сегодня уже на приемлемых для всех рыночных условиях. Может
быть, перед тем, как приступить к разработке документа под названи-
ем «стратегия», на одном из саммитов ШОС попытаться достигнуть
консенсуса по таким важным и жизненным вопросам, как скоордини-
рованное природо- и энергопользование. Ибо острота указанных во-
просов на фоне неурегулированных территориальных и пограничных
конфликтов неизбежно будет осложнять взаимоотношения между
странами ШОС и подталкивать некоторые из них, в случае конфлик-
та, искать помощи уже не в ШОС, а у внерегиональных сил.
Но инициатива по комплексному решению этих проблем должна,
на наш взгляд, исходить от центральноазиатских государств и нахо-
дить адекватные понимание и поддержку у России и Китая. Замал-
чивание проблем, изъятие их из стратегических расчетов не добавит
динамики в шосовский процесс.
Однако вряд ли можно позитивно оценить ситуацию с «взаи-
модействием в предотвращении международных конфликтов и их
мирном урегулировании». В этом смысле интересно также отметить
позиционную девственность Организации в отношении Андижан-
ских событий 2005 года, развязанного Грузией военного конфликта
против Южной Осетии в 2008 году, обострившегося в 2013-2014 го-
дах территориального конфликта между Китаем и Японией вокруг
островов Дяоюйдао и, наконец, нынешней ситуации вокруг Крыма
и Украины. Можно было бы перечислить и многие другие примеры
упущенных возможностей демонстрации солидарности.
Очевидно, все эти события напрямую затрагивали интересы от-
дельных членов ШОС. Уместна, конечно, оговорка, что позиции от-