Стр. 36 - V

Упрощенная HTML-версия

Сентябрь, 2014
О некоторых политических задачах российского председательства вШОС
31
Сначала о первом. Напомним, что в соответствии с уставными до-
кументами ШОС является организацией многопрофильного сотрудни-
чества. Однако ее экономическое измерение намного отстает от поли-
тического и гуманитарного. Складывается впечатление, что результаты
усилий министерств и ведомств шести государств по созданию благо-
приятного климата для реализации анонсированных в различных про-
граммах и перечнях проектов не смогли заинтересовать деловой мир.
К тому же не удалось пока создать животворные источники финансиро-
вания в виде Специального счета и Банка развития. Раздаваемые щедро
Китаем в рамках ШОС кредиты так и не стали предметом отслежива-
ния и учета со стороны постоянно действующих органов Организации в
плане реализации конкретных проектов (может быть, и здесь применим
принцип банковской тайны или понятия «деньги любят тишину»?).
Аффилированные с ШОС, но формально независимые от прави-
тельственных структур Деловой совет (ДС) и Межбанковское объ-
единение (МБО) ШОС живут какой-то своей изолированной, не-
прозрачной и безотчетной для Организации жизнью. Они регулярно
организуют площадки для дискуссий, ежегодно собираются перед
саммитами, но доклады их, как правило, касаются двусторонних про-
ектов (то есть вне компетенции ШОС), финансируемых и реализуе-
мых хозяйствующими субъектами государств - членов ШОС. А это не
совсем то, если не сказать совсем не то, что прописано в разработан-
ных ведомствами государств - членов ШОС документах, которые про-
ектами ШОС числят хотя бы «трехсторонние» или финансируемые за
счет средств финансовых структур Организации. И здесь председа-
тельствующей России предстоит осуществить то, над чем Организа-
ция трудится уже более десяти лет, - придать динамику экономическо-
му взаимодействию, выступить с инициативой ускоренного создания
банковских структур, найти алгоритм эффективной работы ДС и
МБО ШОС. Заметим, что этого от нас терпеливо ждут центрально-
азиатские партнеры, понимающие, что стабильность и безопасность
в значительной мере могут быть обеспечены и за счет динамичного
развития экономики и внешнеторгового сотрудничества.
Теперь поговорим о втором. Очевидно, что, если в состав ЕАЭС уже
сегодня входят два государства - члена ШОС - Россия и Казахстан, а за-
втра-послезавтра к ним присоединятся Киргизия и Таджикистан, неми-
нуемо будет происходить определенное переплетение интересов между
двумя объединениями. Здесь смущает лишь то, что Россия признает за
ЕАЭС статус интеграционного объединения, а за ШОС - нет. Значит,