Август, 2017
Невооруженным глазом: о необходимости укреплять конвенцию...
85
правительством Соединенных Штатов»
23
. Эту оговорку многие, в
частности сопредседатель американской неправительственной пра-
возащитной организации ITHACA Дж.Фелан, расценивают как «до-
бро» на нарушение КБТО с санкции властей США
24
.
В беседах «на полях» международных форумов некоторые аме-
риканские дипломаты утверждают, что это, мол, проблема непра-
вильного прочтения документа: приведенная цитата относится к
разделу «Обладание [биоагентами и токсинами] лицами, в отноше-
нии которых действуют [судебные] ограничения», а значит, и рас-
сматриваться она должна в контексте возможности допуска к таким
материалам отдельных людей, которые находятся под следствием
либо отбывают условный срок, в том числе за деяния, не относящи-
еся к предмету КБТО. Однако от каких-то на этот счет публичных
разъяснений официальный Вашингтон воздерживается.
Таким образом, с момента срыва американцами переговоров по
юридически обязывающему протоколу к КБТО и принятия ими неод-
нозначного «Патриотического акта» США так и не дали внятного сиг-
нала о своем намерении строго придерживаться «духа и буквы» КБТО.
РОССИЙСКИЕ ИНИЦИАТИВЫ
В 2001-2015 годах в рамках КБТО не велось никакой работы по
ее укреплению. Вместо этого развернулась бесперспективная поле-
мика между Движением неприсоединения (прежде всего Ираном,
Кубой и Венесуэлой), с одной стороны, и западной группой госу-
дарств (США, Великобританией и «мобилизованными» ad hoc за-
падными/прозападными делегациями) - с другой.
Страны Движения неприсоединения последовательно требовали
начала работы по созданию в рамках КБТО механизма верифика-
ции, а также механизма по обеспечению полного и недискримина-
ционного выполнения ст. 10 КБТО, предусматривающей оказание
помощи в развитии мирной биологической деятельности
25
.
«Западники» же заявляли об «отсутствии консенсуса» по вопро-
су верификации, предлагая взамен «мягкую верификацию» (soft
verification), к которой они относят меры доверия, «добровольные
инспекции» (peer review)
26
, «инициативу по обзору за осуществле-
нием» (implementation review initiative)
27
и различного рода «углу-
бленные дискуссии» по улучшению национального применения