Стр. 183 - V

Упрощенная HTML-версия

Август, 2017
«Мягкая сила»: добровольное взаимодействие и доступ к ресурсам
181
Основными тезисами этой теоретической концепции, по нашему
мнению, могут быть следующие положения.
Во-первых, в действии «мягкой силы» со стороны одного госу-
дарства на другие необходимо учитывать сравнительный уровень
экономического развития влияющего игрока и подвергающихся
влиянию «мягкой силы». Более богатая и развитая страна эффектив-
нее оказывает влияние на менее развитые, чем если бы речь шла о
субъектах взаимодействия, стоящих примерно на одинаковом уров-
не развития. Сравнение ВВП в валовом и подушевом измерениях
вполне выразительно, поскольку социальное, общественное и поли-
тическое развитие какой-либо страны является производным от эко-
номических возможностей.
Стремление государств и их граждан повысить уровень своего
благосостояния за счет сотрудничества с более развитыми странами,
заимствования их опыта и использования их ресурсов является важ-
ным фактором, объясняющим механизм воздействия «мягкой силы».
Во-вторых, влияние «мягкой силы» строится на предоставле-
нии доступа к ресурсам влияющей страны: экономическим, поли-
тическим, научным, образовательным, культурным. В частности,
доступ к образовательному ресурсу обеспечивает возможность
пользоваться социальными лифтами: работники с более качествен-
ным высшим образованием или же с дипломом признанного зару-
бежного вуза имеют больше шансов на выгодное трудоустройство.
Это также важные социальный и политический факторы в масшта-
бе общественных организаций или отдельных граждан. К примеру,
руководители политических партий в странах, испытывающих вли-
яние «мягкой силы», прежде всего молодые лидеры, могут детально
изучить эффективные стратегии и применить их в собственной по-
литике, в целях привлечения сторонников, победы на выборах или
укрепления своего политического положения.
Организация доступа к ресурсам является важным аспектом, ко-
торый имеет определяющее значение для успеха политики «мяг-
кой силы». Она должна вестись на основе долгосрочной стратегии,
предусматривать создание и поддержание политических, общест-
венных и образовательных институтов, обладать необходимыми
финансовыми средствами, техническим оснащением и кадровым
потенциалом. Весьма значимый момент - обучение языку страны-
донора. На примере «мягкой силы» ФРГ видно, насколько большое
внимание уделяется изучению немецкого языка, развитию системы