Август, 2017
Йозеф Гурбан и культура славянских народов
169
ему культуры. Столь же образованным, воспитанным и благородным
являлся его друг, соратник и последователь Й.Гурбан. Можно сказать,
что это были люди культуры (ľhomme de la culture), которыми может
гордиться не только народ Словакии, но и народы европейских стран.
Их жизнь и деятельность проходила в период бурных событий
и интенсивного развития европейских стран. Это время характе-
ризовалось необычайным взлетом европейской мысли, развитием
промышленности и культуры и одновременно острейшими проти-
воречиями в социально-политической, экономической и культур-
ной жизни. Л.Штур и Й.Гурбан были современниками таких вели-
чайших европейских мыслителей, как Г.В.Ф.Гегель, А.Шопенгауэр,
В. фон Гумбольдт, Ф.Ницше, русских философов и писателей -
П.Чаадаева, Н.Данилевского, А.Хомякова, И.Киреевского и других.
Неудивительно, что в основе идей Л.Штура и Й.Гурбана лежали
прежде всего учение и идеи И.Г.Гердера, Г.В.Ф.Гегеля, В. фон Гум-
больдта, других европейских и русских мыслителей.
Основные идеи Л.Штура и Й.Гурбана - идеи духа народов, исто-
рического развития, национального сознания и самосознания, на-
циональной культуры, свободы, справедливости и веры, а также
высшие духовные ценности, такие как Истина, Добро, Красота, Лю-
бовь, национальная независимость и другие. Все это стало основ-
ным содержанием их теоретической и практической деятельности
применительно к реальной жизни славянских народов.
Особое значение Л.Штур и Й.Гурбан придавали пониманию духа на-
рода, поскольку любой народ является таковым только тогда, когда он
осознает наличие этого духа во всей своей истории и деятельности как
в практических, так и теоретических сферах. В этом смысле, как они
полагали, народ может быть народом именно тогда, когда он постига-
ет сущность и содержание своего Духа, который охватывает всю его
жизнь - от индивидуального, семейного, родового бытия до племенно-
го, национального, государственного. При этом они указывали, что Дух
словацкого народа проявился еще в ранней юности этого народа и за-
дача словаков состоит не в произвольном придумывании каких-то фан-
тазмов Духа, а в познании и осознании того Духа. Феноменология духа
Г.В.Ф.Гегеля превращается у них в феноменологию духа реальной исто-
рии словацкого народа. Эта феноменология имеет исключительно важ-
ное значение для всей истории словаков, включая настоящее и будущее.
Неслучайно Й.Гурбан в своих воспоминаниях о Л.Штуре приводит его
оригинальное, глубокое и верное толкование истории: «История для на-