«Международная жизнь»
Александр Фролов
120
и т. д. Акт снятия этих грехов составляет «большой
джихад
», очища-
ющий общество от упадка, коррупции и тиранических правительств.
Эти и некоторые иные построения легли в основу концепции по
распространению исламской революции на соседние страны, осо-
бенно те, в которых существуют шиитские общины. А целью рево-
люции было объединение мусульманского мира, чтобы покончить с
империализмом и сионизмом. «Хотя ее «экспорт» должен был осу-
ществляться мирными средствами (распространение «исламской
этики», проповеди, воздействие на иностранных
улемов
и т. д.),
Иран оставлял за собой право на защиту от внешних врагов, кото-
рое понималось им не только как защита отечества, но и как защита
ислама», - считает эксперт Р.Силантьев
17
. Эта универсальная кон-
цепция в свое время во многом обусловила отношение Ирана к «уг-
нетавшему шиитов» иракскому режиму С.Хусейна, к Соединенным
Штатам, Израилю, арабским правителям, включая саудитов.
В мусульманском мире идейная борьба за влияние осуществля-
ется не только государствами, но и посредством разного рода рели-
гиозных структур, организаций и проповедников. Причем не всегда
эта борьба носит чисто дискуссионный характер, а подчас приобре-
тает форму весьма жестких действий. КСА и ИРИ ведут эту борьбу
не только на территориях сопредельных государств, но и на терри-
тории друг друга. Оба государства видят свои миссии в том, чтобы
нести свои просветительские идеи вовне, и на этой почве вступают
в сложные взаимоотношения и подчас неразрешимые противоречия.
Сейчас совершенно понятно, что именно КСА принадлежит глав-
ная инициатива по «наказанию» Катара, наводящего мосты с Ира-
ном. Думается, справедливо утверждение, что главной целью этой
акции является «возвращение его в русло общей политики», точнее,
в русло саудовского курса, а в дальнейшем недопущение «бунта на
корабле». Борьба за влияние на умы арабской улицы продолжается.
С точки зрения здравого смысла совершенно очевидна чрезмер-
ность требований, предъявленных арабскими странами Катару. Го-
сударство вправе само определять, с кем ему дружить, с кем разви-
вать отношения. Но не все так просто. Русская поговорка «Скажи
мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты» применима для нынешнего
Ближнего Востока.