Стр. 121 - V

Упрощенная HTML-версия

Август, 2017
Арабский пасьянс
119
мир попытался нести еще один влиятельный игрок - Иран. Монар-
хии Персидского залива в свое время получили мощную психоло-
гическую встряску от исламской революции в Иране, пошатнувшей
казавшийся незыблемым монарший трон. Боязнь экспорта револю-
ции жива до сих пор, хотя после ирано-иракской войны, ухода ая-
толлы Хомейни Иран не стремится активно навязывать свои поряд-
ки соседним странам. Но его по-прежнему боятся вследствие его
потенциальных возможностей оказывать влияние на шиитское насе-
ление преимущественно суннитских арабских стран.
Различия в духовной сфере у двух влиятельных мусульманских
стран - КСА и ИРИ ощутимы настолько, что в некоторой степени
их можно считать непримиримыми. Если сказать в общем, то они
касаются как взглядов на власть, так и ряда важных религиозных и
общественных постулатов. Господствующее направление религии
в Саудовской Аравии - ваххабизм. Его суть в достаточно краткой
форме выразил российский эксперт Р.Силантьев: «Сейчас под вах-
хабизмом понимается не конкретная и четко выраженная религи-
озная идея, а совокупность идеологий исламского происхождения,
проповедующих крайнюю нетерпимость к инаковерующим и инако-
мыслящим… Проще говоря, традиционные мусульмане уживаются
с представителями иных исповеданий, а ваххабиты - нет, хотя при
определенных обстоятельствах и для тактической выгоды согласны
их терпеть короткое время»
15
.
Другое религиозное направление в КСА - салафитское, весьма тес-
но сливающееся с первым. Салафизм объединяет мусульманских бого-
словов, которые в разные периоды истории ислама выступали с при-
зывами ориентироваться на образ жизни и веру ранней мусульманской
общины, на праведных предков. Ваххабиты и салафиты представляют
собой два направления суннитской конфессии в исламе.
Совсем иное представление о религии и мироустройстве в Иране.
Шиизм в интерпретации имама Хомейни берет в качестве главного
принципа деятельности государства так называемое руководство зако-
новеда (велайат-е факих). То есть верховное руководство страной осу-
ществляется шиитским духовным руководителем, а светская власть
фактически призвана выполнять его установления, или
фетвы
. По
мнению специалистов, такой подход, скорее всего, неприемлем для
суннитов, расценивающих
улемов
как обычных мусульман, выполня-
ющих религиозные функции
16
. Истину, по учению Хомейни, скрыва-
ют вожделение, тщеславие, высокомерие, любовь к власти, эгоизм