Стр. 111 - V

Упрощенная HTML-версия

Август, 2017
Арабский пасьянс
109
ИНТЕГРАЦИЯ И ДЕЗИНТЕГРАЦИЯ
Потенциально арабский мир всегда стремился к некоему единст-
ву, но его практически никогда не случалось. Кто-то начинал вести
себя не так, как остальные, кто-то строил коалиции в противовес
другим, кому-то не нравилась чья-то дружба с кем-то. Разные кон-
фессии и разные идейные построения и взгляды усугубляли ситуа-
цию. Поэтому со своими противоречиями Лига арабских государств
всегда напоминала ООН в миниатюре.
Как средство противодействия Османской империи в конце
XIX века сложились идеи панарабизма. В силу различия социально-
политических условий арабских стран они не получили интеграци-
онного воплощения на практике. Позже в арабском мире под воздей-
ствием Советского Союза началось оформление социалистических
идей, нашедших отражение в насеризме, баасизме. Партия «Баас»,
например, задумывалась как межгосударственная, охватывающая две
страны - Сирию и Ирак. Но в итоге два ее региональных отделения,
по сути, стали на путь вражды. Лидер ливийской революции пол-
ковник Каддафи много позаимствовал у своего кумира - Г.А.Насера,
а позже развил идеи «ливиецентризма» и государства всеобщего
равенства (слово «джамахирия» означает массовость), самого его
именовали «брат полковник». Но реальных союзников, а тем более
последователей он среди арабов не нашел, договорился до того, что
в запале назвал себя «вождем без страны», а Египет - «страной без
вождя», чем вконец испортил свои отношения с Президентом АРЕ
Мухаммедом Садатом.
Надо сказать, что националисты губили всякие объединения. Не
сработал самый продвинутый эксперимент с созданием Объеди-
ненной Арабской Республики в составе Египта и Сирии. Арабские
националисты, революционеры первой волны, частью ограниченно
принимали, частью жестко отбивались от советских коммунистиче-
ских идей - вплоть до гонений на местные компартии и физического
уничтожения их представителей. СССР так и не сумел обратить ни
одну арабскую страну в свою веру, но при этом своей поддержкой
арабских народов в ближневосточном конфликте завоевал среди
них популярность. У монархий он вызывал отторжение как атеисти-
ческое и антимонархическое государство. Чтобы теснее работать с
арабскими и другими развивающимися странами, в СССР разрабо-
тали теорию соцориентации.