Стр. 110 - V

Упрощенная HTML-версия

«Международная жизнь»
Александр Фролов
108
КСА вступило в вооруженную борьбу. Другие моменты выглядят
личными. Так, некоторые западные эксперты указывают как на при-
чину конфликта все более негативный тон канала «Аль-Джазира» в
отношении лидеров других стран ССАГПЗ и нового египетского ру-
ководства
4
. И не исключено, что какой-то один репортаж - типа Катар
стремится обойти конкурента в лице Саудовской Аравии в желании
стать лидером арабского мира - все перевернул.
Особое упоминание Египта в этой связи станет понятным, если
вспомнить, что КСА интенсифицировало свои контакты с его новым
руководством, ССАГПЗ - с АРЕ с предоставлением финансовой
поддержки новому режиму в Каире при условии, что Египет будет
защищать эти страны от региональных вызовов (например, Ирана
и др.). Речь шла о планах «сдачи в наем» некоторых египетских ар-
мейских подразделений или формировании на их основе боеспособ-
ных частей под эгидой ССАГПЗ. Тем более что в АРЕ наблюдает-
ся переизбыток рабочей силы и служивых людей. Египту при этом
обещали многомиллиардные инвестиции от КСА и стран Залива.
Как исходную точку кризиса российский эксперт А.Железнов
назвал обнародование в 2014 году планов Катара и Ирана по со-
зданию свободной экономической зоны и «совместного политиче-
ского комитета» по региональным вопросам
5
. Именно тогда после-
довала первая «черная метка» от саудитов эмиру Катара, внешне
вроде бы не имеющая прямого отношения к Ирану. Требования - пре-
кратить подпитку «Братьев-мусульман», закрыть «Аль-Джазиру»
и внушающие сомнения в незыблемости монархии региональные
представительства американских центров - Института Брукингса
и корпорации РЭНД, а также выдать иностранцев, обвиняемых в
террористической деятельности. Ситуация, как мы видим, имела
продолжение.
Что грозит Катару? Его сухопутная граница в самом деле может
быть закрыта саудовцами для подвоза продуктов сельского хозяйст-
ва, большая часть которых поступает от них же, а также товаров из
других стран ССАГПЗ, которые пожелают присоединиться к бло-
каде. Но остаются морские поставки, для расширения которых по-
требуется дополнительная инфраструктура. Закрытие воздушного
пространства осложнит деятельность его авиакомпании. А вот со-
кращение инвестиций - инвесторы опасаются вкладывать деньги в
изолируемую экономику - дело серьезное. Однако в Дохе полагают,
что до крайних мер не дойдет.