Стр. 86 - V (1)

Упрощенная HTML-версия

«Международная жизнь»
Юлия Томилова
80
мечено, что основой для дальнейшей работы по МИБ должна оста-
ваться ООН. Однако в связи с отказом США подписать итоговый
документ участникам пришлось принимать так называемый «проце-
дурный доклад», который закрепил факт наличия противоречий в по-
зициях сторон
20
. Тем не менее благодаря созданию группы удалось не
только сохранить обсуждение темы в Первом комитете Генеральной
Ассамблеи ООН, но и вывести его на новый уровень, перейти к пра-
ктическому взаимодействию государств в данной области.
В 2009 году была создана новая ГПЭ, в мандат которой входило
исследование существующих и потенциальных угроз в сфере инфор-
мационной безопасности и возможных совместных мер по их устра-
нению, а также концепций, направленных на укрепление безопасно-
сти глобальных информационных и телекоммуникационных систем
21
.
По итогам своей работы группе удалось принять консенсусный
доклад, в котором было закреплено положение о том, что государст-
ва все чаще используют ИКТ как средство ведения войны, а также в
политических целях. В документе была зафиксирована возможность
совершения подрывных действий в информационном пространст-
ве посредством привлечения посредников, так называемых треть-
их лиц, что значительно усложняет поиск заказчиков. В этой связи
группа рекомендовала продолжить диалог по обсуждению норм,
регулирующих использование ИКТ государствами, содействовать
укреплению доверия, а также осуществлять обмен информацией от-
носительно национальных законодательств в сфере МИБ
22
.
Успешное завершение работы группы 2009-2010 годов позволи-
ло в 2012 году в соответствии с решением Генеральной Ассамблеи
ООН созвать третью ГПЭ.
Созыв группы состоялся на фоне ужесточения позиции США и
их сторонников относительно возможности ведения боевых дейст-
вий в информационном пространстве, что напрямую сказалось и
на работе ГПЭ.
Наиболее острые дебаты в ходе работы этой и следующей групп
разворачивались вокруг вопроса о применимости международного
права к информационному пространству. США и их союзники высту-
пают за то, что нормы действующего международного права полно-
стью и автоматически применимы к информационному пространству.
Российский подход к данной проблеме заключается в том, что дей-
ствующее международное право применимо к информационному
пространству, но его необходимо адаптировать с учетом специфики