Стр. 82 - V (1)

Упрощенная HTML-версия

«Международная жизнь»
Юлия Томилова
76
угроз. Впервые киберугрозы заняли первое место в этом списке,
опередив терроризм
10
. Причем одним из главных вызовов названа
возможность хакерской атаки со стороны отдельного государства
или негосударственных субъектов на критическую информацион-
ную инфраструктуру США. Россия и Китай упоминались в докладе
опосредованно, как одни из ведущих государств в информационном
пространстве. Отмечалось, что возможность совершения атаки с их
стороны на информационные системы США ничтожно мала.
Однако уже в 2014 году в обновленном докладе появилось поло-
жение о том, что многие страны создают национальные структуры
киберзащиты и некоторые из них могут в будущем проводить насту-
пательные кибероперации. В числе таких государств были названы
Россия (в качестве доказательства приводится решение Министер-
ства обороны России об организации национального киберкоман-
дования по аналогии с существующей американской структурой, а
также позиция России по интернационализации управления сетью
Интернет, которая ставит под удар американские интересы), Китай,
Иран и Северная Корея
11
.
После хакерской атаки на крупнейший банк США «Morgan
Chase» директор Агентства национальной безопасности (АНБ) и ко-
мандующий Кибернетическим командованием США М.Роджерс вы-
сказался за применение ответных действий с использованием ИКТ,
в том числе против таких государств, как Россия
12
.
Вопросами легализации ответных действий в информационном
пространстве занялись и натовские эксперты. В 2013 году в Объе-
диненном центре передового опыта по киберобороне НАТО в Эс-
тонии завершилась разработка документа НАТО «Руководство по
международному праву, применимому к ведению военных действий
в киберпространстве», больше известного как «Таллинское руковод-
ство», которое, по сути, представляет собой правила ведения войны
в информационном пространстве. В нем акцентируется примени-
мость в информационном пространстве тех же норм права, что и в
любом другом - морском, воздушном и наземном, а также проводит-
ся тезис о том, что в ответ на атаку с использованием ИКТ допусти-
мо проведение силовой операции.
В 2014 году в уэльской декларации стран - членов НАТО было
зафиксировано следующее положение: «Решение о том, когда ки-
бернападение приводит к введению в действие статьи 5, будет при-
ниматься Североатлантическим союзом в каждом отдельном слу-