Стр. 73 - V (1)

Упрощенная HTML-версия

Август, 2015
К вопросу о «гибридной войне» и о том, кто же ее ведет на Украине
67
вающих направление, в котором надо дорабатывать правовые форму-
лировки, чтобы четко запретить этот вид действий. В частности, полно-
стью применима вышеупомянутая ст. 2 об ответственности государства,
начавшего ее первым. Вполне применим также принцип, заложенный
в ст. 3-g и осуждающий «засылку государством или от имени государ-
ства вооруженных банд, групп и регулярных сил или наемников», осо-
бенно, как это было в случае с Польшей и Литвой, если эти государства
вели подготовку таких групп для осуществления провокаций с целью
смены режима. Наконец, - и это очень важно - вполне применим также
принцип, заложенный в ст. 7, о том, что ничто в этой резолюции «не мо-
жет каким-либо образом наносить ущерба вытекающему из Устава пра-
ву на самоопределение, свободу и независимость народов».
Но сейчас стало ясно, что есть необходимость дополнить положе-
ния этой резолюции или принять новый правовой документ, введя в
него прежде всего запрет на подготовку и поддержку извне антикон-
ституционных государственных переворотов и насильственную смену
правящего режима в других странах.
В свете истории подготовки переворота на Украине с помощью
спецслужб США, Польши и Литвы сейчас, на мой взгляд, стала так-
же очевидной необходимость разработать положение о незаконности
обучения государствами на своей или чужой территории боевиков и
инструкторов из числа своих или чужих граждан тактике борьбы со
спецназом и захвата правительственных учреждений в другой стране с
целью государственного переворота и смены ее режима. Назрела также
нужда сформулировать положения, которые помогали бы определять,
в каких случаях массированное применение каким-либо государством
дезинформации и зомбирования населения другой страны, кибератак
и других методов ведения пресловутой «гибридной войны» против нее
может быть приравнено к незаконному использованию силы с непри-
емлемым ущербом.
Как было заявлено Коллегией МИД России 18 мая 2015 года, Рос-
сия считает неотложной «выработку универсальных правил ответ-
ственного поведения государств в информационном пространстве,
которые препятствовали бы попыткам совершения актов агрессии, за-
крепляли бы принципы уважения государственного суверенитета, не-
вмешательства во внутренние дела других государств, основных прав
и свобод человека»
13
. Россия, заявил С.В.Лавров в Совете Федерации
20 мая 2015 года, внесла в ООН предложение о принятии декларации,
которая не просто подтвердила бы положение Устава ООН о недопу-