Стр. 71 - V (1)

Упрощенная HTML-версия

Август, 2015
К вопросу о «гибридной войне» и о том, кто же ее ведет на Украине
65
ство которых родились здесь же и хорошо знали и разделяли настро-
ения крымчан, оставаться в казармах и не мешать проведению рефе-
рендума. Поэтому, несмотря на всю нынешнюю демагогию Киева и
Запада, юридической основы для постоянно раздающихся оттуда об-
винений России в «аннексии» или «агрессии» против Украины про-
сто нет. Это были вынуждены признать и некоторые юристы Запада,
в частности профессор международного права Кембриджского уни-
верситета Марк Веллер
11
.
Новое правительство в Киеве и его спонсоры, которые раздава-
ли печенье на Майдане и оказывали беспрецедентное давление на
В.Януковича, сочли эти референдумы «нелегитимными», а в Киеве
сразу же выдали ордера на арест руководителей Верховного Совета и
правительства Крыма. Что же касается провозглашенных демонстран-
тами новых лидеров Донецка, Луганска, Харькова, Одессы и ряда
других городов Восточной и Южной Украины, выступивших единым
фронтом с Крымом, то ряд из них были сразу же арестованы киевски-
ми властями, хотя их легитимность была ничуть не меньше, чем статус
киевских руководителей, поставленных Майданом.
Таким образом, можно сделать вывод, что существующие нормы
международного права о равноправии и самоопределении народов
вплоть до отделения вполне применимы к нынешней ситуации как в
Крыму, так и в Донецкой и Луганской Народных Республиках. Следо-
вательно, выраженное большинством населения этих бывших областей
Украины желание обрести независимость и самим устроить свою даль-
нейшую судьбу опирается на международное право и является полно-
стью легитимным.
Теперь о том, в какой степени существующие нормы международ-
ного права об использовании силы государствами в международных
отношениях применимы к «гибридной войне». До сих пор между-
народное право в вопросах борьбы с незаконным применением го-
сударствами силы и с агрессией как наиболее серьезной и опасной
его формой, базируясь в основном на опыте Второй мировой войны,
считало главным ее признаком «применение вооруженной силы госу-
дарством первым в нарушение Устава [ООН]». И по сей день в основ-
ном из этого критерия исходит ст. 2 определения агрессии, принятого
14 декабря 1974 года резолюцией 2734 (XXV) Генеральной Ассамблеи
ООН. Именно эта резолюция, наряду с Уставом ООН, 70-летие созда-
ния которой мы отмечаем в этом году, дает ответ на вопрос, в каких
случаях применение силы или ее угроза является незаконной.