Стр. 140 - V

Упрощенная HTML-версия

Август, 2014
Первая мировая война: кто воевал за Россию
135
проведенной в Российской империи в 1897 году, православные со-
ставляли 71% населения, католики - 9%, мусульмане - 9%, иудеи - 5%.
Таким образом, отличительной чертой Российского государства яв-
лялась его поликонфессиональность: в России были представлены
все мировые религии и ведущие конфессии. Наряду с православием
российские самодержцы считали необходимым обеспечить офици-
альный статус и другим мировым религиям на территории России.
В 1741 году императрица Елизавета Петровна торжественно провоз-
гласила буддизм официальной религией, а в 1783 году, в связи с при-
соединением Крыма к России, ислам также получил в российском об-
ществе официальный статус, утвержденный Екатериной II.
В состав Российской империи входил ряд вассальных государств:
Бухарский эмират, Хивинское ханство и Великое княжество Фин-
ляндское. Накануне Первой мировой войны в состав России добро-
вольно вошел Урянхайский край (Тыва).
«Международная жизнь»:
Какова была структура государст-
венной власти в России с точки зрения национальных отношений?
Ю.Булатов:
По своей форме государственная власть в России
была наднациональна, ибо она основывалась на династическом и
сословном принципах, а не на этническом самосознании русских.
Следует особо отметить, что в официальной идеологии царизма от-
сутствовал какой-либо этнический компонент. Вспомним в этой свя-
зи знаменитую триаду «Православие, самодержавие и народность»,
которую провозгласил в 1833 году, то есть в годы правления Нико-
лая I, министр народного просвещения граф С.С.Уваров. С точки
зрения национальной политики необходимо указать также на осо-
бенности формирования социальной иерархии самодержавной Рос-
сии: метрополия была полиэтнична, но при этом имела только один
общенациональный центр - великорусский.
«Международная жизнь»:
Каковы причины тяготения наро-
дов России к имперскому центру?
Ю.Булатов:
Национальная политика царизма всегда отличалась
прагматизмом и терпимостью по отношению к нерусским народам.
Приоритетными для самодержавия являлись цели политические. Ре-
лигиозная и языковая ассимиляция, а также административно-терри-