Июль, 2016
Знать Конвенцию, как «свои пять протоколов»...
41
в случае с Оттавской конвенцией, в их число не вошли основные
производители и «пользователи» таких боеприпасов (выработка
обоих соглашений велась не на специализированных ооновских
площадках, а на «альтернативных» форумах, при игнорировании
фундаментального в области контроля над вооружениями принципа
консенсуса). «Кассетная конвенция» вызывает серьезные сомнения
относительно подлинных целей ее поборников.
Так, само определение «кассетного боеприпаса» (КБ) исключает те
из них, суббоеприпасы которых оснащены механизмами самоуничто-
жения и самодеактивации либо весят более 20 кг
18
. Тем самым авторы
Ословской конвенции дают понять, что КБ могут быть по определению
«плохие» и «хорошие» вне зависимости от контекста их применения.
Тогда не ясно, как, к примеру, обстрел жилых районов именно само-
ликвидирующимися КБ способствовал бы защите гражданского насе-
ления (кроме случаев, когда неразорвавшийся боеприпас становится
так называемым взрывоопасным пережитком войны (ВПВ), но это уже
другой гуманитарно-разоруженческий сюжет, о котором речь пойдет
далее). Зато очевидно, что универсализация «ословского» подхода мо-
гла бы привести к переделу рынка КБ в пользу высокоразвитых стран -
инициаторов этой конвенции
19
.
Более того, согласно ККБ, «государства-участники, их военный
персонал или их граждане могут участвовать в военном сотруд-
ничестве и операциях с не являющимися участниками настоящей
Конвенции государствами, которые могут заниматься деятель-
ностью, запрещенной для государства-участника» (ст. 21)
20
. Та-
кая лазейка делает вовсе бессмысленными все ограничения, про-
писанные в конвенции. Ведь большинство современных военных
операций ведется коалициями государств, в которых положение
лидера, как правило, занимает одна держава, не обременяющая
себя обязательствами в области контроля над вооружениями. Ей-
то и предназначается роль масштабного «применителя» КБ, в то
время как союзники окажут все необходимое для этого содейст-
вие. Отсюда и обоснованные сомнения в подлинных целях разра-
ботки Ословской конвенции.
Показательна в этом плане скандальная ситуация, возникшая на
Обзорной конференции ККБ (сентябрь 2014 г.). В ходе подготовки
итоговой декларации делегации четырех стран (Великобритании,
Канады, Австралии и Литвы) высказались против безоговорочно-
го осуждения применения любых КБ под тем предлогом, что это