Стр. 148 - V

Упрощенная HTML-версия

«Международная жизнь»
Светлана Шаталова
142
Agreements) с государствами - участниками Римского статута с це-
лью обезопасить военнослужащих и должностных лиц США от
передачи МУС в соответствии со ст. 98 Статута. Согласно этим до-
говорам, стороны не могут передавать граждан другой стороны в
распоряжение МУС, если только они не заручатся предварительным
согласием на это другой стороны.
Администрация Б.Обамы отошла от политики прямой конфрон-
тации с МУС, пытаясь использовать Суд в своих интересах. Однако
этот разворот никак не повлиял на твердую позицию США о непра-
вомерности распространения юрисдикции Суда на американских
граждан. Вашингтон, в частности, по-прежнему всеми методами
препятствует началу официального расследования нарушений меж-
дународного гуманитарного права силами международной коали-
ции в Афганистане. Так, в 2013 году в Гаагу была направлена де-
легация для встречи с заместителем прокурора МУС Дж.Стюартом,
чтобы предотвратить публикацию информации о результатах пред-
варительного изучения ситуации в этой стране
11
.
Конечно, России не следует слепо копировать опыт США, в част-
ности такие сомнительные с точки зрения международного права
меры, как «лишение юридической силы» американской подписи
под Римским статутом или принятие закона о применении ВС Рос-
сии с целью освобождения российских граждан из застенков МУС.
Однако, на наш взгляд, стоило бы проработать целесообразность
принятия следующих мер: заключение взаимных договоренностей с
государствами (прежде всего участниками Римского статута) о не-
предоставлении граждан в распоряжение МУС без согласия другой
стороны; закрепление в российском законодательстве права лиц,
подвергшихся политизированному уголовному преследованию со
стороны МУС за деяния, совершенные при исполнении официаль-
ных полномочий, на юридическую помощь со стороны государства;
включение в соглашения о статуте ВС России, дислоцированных
за границей (в частности, в составе миротворческих сил), положе-
ний об иммунитете не только от юрисдикции принимающего госу-
дарства, но и от передачи в международные судебные инстанции.
В случае дальнейшего неблагоприятного развития событий в Гааге
в связи с расследованием югоосетинского кризиса можно было бы
провести консультации с африканскими странами, чтобы выступить
с ними единым фронтом против ангажированности и политизиро-
ванности МУС.