«Международная жизнь»
Светлана Шаталова
140
ную предвзятость гаагских следователей, Москва также заявила о
намерении пересмотреть свое отношение к МУС
8
.
Не менее затруднительно для МУС будет добиться задержания
и доставки обвиняемых в Гаагу. Россия и Южная Осетия, не бу-
дучи участниками Римского статута, не обязаны сотрудничать с
Судом в целях ареста и доставки в Гаагу российских или югоосе-
тинских граждан. Более того, Конституция Российской Федерации
прямо запрещает высылку российских граждан за пределы России
и их выдачу другим государствам (п. 1 ст. 61). По мнению ряда
экспертов, данное конституционное положение распространяется
и на передачу россиян в распоряжение международных судебных
инстанций
9
.
Отказ России сотрудничать с МУС, вероятнее всего, будет интер-
претирован ее противниками как подтверждение обоснованности
грузинских претензий к российской стороне в связи с событиями
2008 года. Однако, судя по нынешнему состоянию дела, даже готов-
ность Москвы к сотрудничеству не способна изменить уже заданный
вектор расследования: прокурор МУС намерена возложить если не
весь, то основной груз ответственности за нарушения международ-
ного гуманитарного права в ходе конфликта на югоосетинские влас-
ти, фактически игнорируя при этом преступления, совершенные
против самих осетин. Очевидно, что такой политизированный под-
ход не только не будет способствовать интересам правосудия и вос-
становлению доверия между грузинским и осетинским народами,
но, напротив, только усугубит противоречия между ними.
Что касается государств - участников МУС, то, согласно Римско-
му статуту, они обязаны сотрудничать с Судом. В частности, при по-
лучении просьбы об аресте лица - незамедлительно принять шаги
для его задержания и передачи в Гаагу. В то же время Статут не
предусматривает каких-либо конкретных мер воздействия на госу-
дарства, отказавшиеся выполнять такую просьбу. В подобных слу-
чаях МУС может лишь вынести заключение по этому поводу и пе-
редать вопрос Ассамблее государств-участников.
Помимо этого, в соответствии со ст. 98 Римского статута МУС
не вправе требовать от государств-членов передачи в его распоря-
жение лиц, если это потребовало бы от них нарушить их междуна-
родно-правовые обязательства относительно иммунитетов соответ-
ствующих лиц (речь идет о персональных иммунитетах высших
руководителей государства, дипломатических, иммунитетах членов