Стр. 144 - V

Упрощенная HTML-версия

«Международная жизнь»
Светлана Шаталова
138
тром, имеет место получение ими специальных инструкций по по-
воду совершения конкретных противоправных деяний
5
.
Согласно предварительной оценке прокурора МУС, весь период
санкционированного Палатой предварительного производства рас-
следования (по крайней мере, с 7 августа) должен регулироваться
правом, применимым к международным вооруженным конфликтам.
Обоснование - в течение всего этого времени Россия якобы осу-
ществляла «общий контроль» над югоосетинскими вооруженными
формированиями. В запросе Ф.Бенсуда, в частности, указывается,
что даже до «прямого военного вторжения» России в Грузию 8 авгу-
ста «российские власти были уже вовлечены в организацию, плани-
рование и координацию сил Южной Осетии». Что касается периода
после окончания «пятидневной войны» - с 12 августа по 10 октября
2008 года, - по мнению прокурора МУС, его следует квалифициро-
вать как «военную оккупацию» Грузии российскими вооруженными
силами. В этом случае также действует режим международных во-
оруженных конфликтов.
Если обвинению не удастся доказать «общий контроль» Рос-
сии над югоосетинскими силами, прокурор предлагает применить
к грузинской ситуации «фрагментарный подход». В этом случае,
по ее мнению, следует считать, что в соответствующий период на
территории Грузии имели место два конфликта: немеждународно-
го характера между Вооруженными силами Грузии и югоосетин-
скими силами (с 7 по 12 августа) и отдельный международный
конфликт между ВС Грузии и ВС России (с 8 августа по 10 октя-
бря 2008 г.).
В запросе Ф.Бенсуда подчеркивается, что осуществление «обще-
го контроля» Россией над югоосетинскими формированиями для
целей квалификации вооруженного конфликта следует отличать от
вопроса об «эффективном контроле» для целей установления ин-
дивидуальной уголовной ответственности конкретных российских
лиц. На данном этапе у прокурора нет информации на сей счет,
впрочем, в ходе дальнейшего расследования она намерена прове-
рить и такую гипотезу.
В целом, как отмечает А.Бастрыкин, МУС уже на данном этапе
«задал вектор расследования и начал подводить обстоятельства дела
под сомнительную судебную доктрину «фактического контроля над
территорией», сформулированную в ряде других ангажированных
решений международных судебных органов»
6
. Глава Следственно-