Июль, 2016
РасширениеШОС и региональные аспекты ядерного нераспространения
95
ки раздельного хранения носителей и ядерных боеголовок) и уве-
домлений об изменении такого статуса во время учений
13
.
Иран - еще одна страна-кандидат на вступление в члены ШОС -
также имеет свою непростую «нераспространенческую» историю.
Завершившийся недавно «марафон» введенных против Ирана меж-
дународных санкций показал тенденцию к ужесточению многосто-
ронних инструментов и режимов ракетно-ядерного нераспростране-
ния. По сути дела, Иран, выполняя требования ДНЯО и МАГАТЭ,
был вынужден пойти на существенные дополнительные меры огра-
ничения своей ядерной программы, чтобы развеять подозрения от-
носительно ее истинной направленности.
Это иллюстрирует современный тренд в укреплении режима
ядерного нераспространения: любые работы и программы потен-
циально двойного назначения для неядерных стран - членов ДНЯО
должны иметь убедительное обоснование мирными нуждами.
По мнению авторитетных российских экспертов, Соглашение о
совместном всеобъемлющем плане действий (СВПД) с Ираном
от 14 июля 2015 года создало для этого прецедент. Поэтому обо-
сновывается мнение, что многие положения СВПД в части огра-
ничения ядерных программ и установления расширенного режи-
ма транспарентности должны использоваться как принципиальная
основа для укрепления режима ядерного нераспространения
14
.
Как представляется, решая непростую задачу присоединения
«проблемных», в смысле ядерного нераспространения, стран-кан-
дидатов, страны - члены ШОС могут взять на вооружение мнение
Р.Геттемюллер и Дж.Вольфсталя о том, что «сам по себе режим не-
распространения нельзя признать эффективным механизмом для ре-
шения проблем распространения ядерного оружия… Эти проблемы
необходимо решать поэтапно, регион за регионом, а не в качестве
проблем одного порядка, выделяемых по принципу неучастия этих
стран в ДНЯО. Проблема… будет решена с помощью региональ-
ной политики и дипломатии, а также, возможно, и шагов в военной
области, а вовсе не путем проведения заседаний МАГАТЭ в Вене
или переговоров в рамках Конференции по разоружению в Женеве.
К решению этих проблем должны подключиться высокопоставлен-
ные политические лидеры; использование традиционно сложив-
шихся методов работы дипломатов, занимающихся проблемами
контроля за вооружениями и нераспространения ядерного оружия,
не сможет дать положительных результатов»
15
.