Стр. 49 - V (1)

Упрощенная HTML-версия

Июль, 2015
СНГ в эпоху кризисов
47
Особое значение для сохранения в будущем достаточной степени
реинтеграции на постсоветском пространстве представляет разви-
тие эффективного механизма взаимоучета индивидуальных интере-
сов отдельных стран и объединительных интересов СНГ. Понятно,
что СНГ не ставило перед собой задачи подняться на интеграцион-
ный уровень Европейского союза, базирующегося на разветвленной
системе координированной интеграции, а также сложной бюрокра-
тической машине управления.
В развитие СНГ с самого начала не закладывалась стратегия
всеобщей ускоренной интеграции, управляемой единой наднаци-
ональной системой. Во-первых, такого варианта не хотел бы сам
постсоветский мир, начавший вкушать плоды (порой горькие) са-
мостоятельности, независимости и самобытности. Во-вторых, он
быстро подпал под напористое влияние соседних и отдаленных
государств. Одни из которых заглядывались на природные богат-
ства новых республик, другие - на геостратегические выигрыши
во взаимоотношениях с Россией. Восточную Европу стал доволь-
но быстро вбирать в себя военный союз НАТО. Москва надеялась,
что США будут проявлять понимание наших интересов и озабо-
ченностей в таких жизненно важных для нее областях, как обеспе-
чение стабильности на пространстве бывшего СССР, защита прав
русскоязычного населения.
Надежды оказались напрасными. Восточная Европа была втяну-
та в НАТО. Вашингтон приступил к активному развалу постсовет-
ского пространства, что противоречило взаимопониманию Москвы
и Вашингтона в 90-х годах прошлого столетия.
Одним из важнейших направлений американской внешнепо-
литической стратегии, как показывают события последних лет,
является разрушение системы СНГ, которая обеспечивает в пост-
советскую эпоху необходимый уровень разностороннего сотруд-
ничества на пространстве бывшей супердержавы. Вот одно из
свидетельств: «США отказывались признать СНГ - Содружество
независимых государств, - рассматривая его как попытку России
сохранить за собой чрезмерно сильное влияние на соседние госу-
дарства. Как только СССР развалился, США, не мешкая, начали
открывать свои посольства в каждом из новообразованных госу-
дарств; ни одной другой западной державе не хватило на это ре-
сурсов. А ввиду того, что на некоторые из этих новообразованных
государств независимость свалилась как снег на голову, они жа-