Стр. 128 - V (1)

Упрощенная HTML-версия

«Международная жизнь»
Евгений Осипов
126
шему росту товарооборота со странами Восточной Европы. В целом,
начиная со второй половины 1969 года, тема проведения общеевро-
пейского совещания становится важной составляющей дипломатии
Парижа, а Франция превращается в одного из ведущих акторов в под-
готовке к конференции.
Наиболее заметную роль Франция сыграла именно на предвари-
тельной стадии, на которой планировалось установить примерную
повестку конференции (перечень тем, подлежащих обсуждению) и
схему ее проведения. Начались предварительные переговоры 22 но-
ября 1972 года в Хельсинки. Что касается повестки, то французская
позиция, как и в целом позиция западных стран, изначально предпо-
лагала дискуссию не только по теме безопасности (СБЕ), но и сотруд-
ничеству (СБСЕ). Особенность французской трактовки повестки кон-
ференции заключалась в том, что тема «сотрудничество» делилась на
две категории - «экономика» и «культурные и гуманитарные контак-
ты», - каждая из которых должна была составить отдельную тему для
дискуссий. Гуманитарная сфера, которой Франция исторически при-
давала большое значение, включала в себя и комплекс мер по защите
прав человека. Логика французской позиции состояла в том, что тема
безопасности, предполагавшая прежде всего утверждение послево-
енных границ, является выигрышной для Москвы. Дискуссии же по
развитию экономического и, особенно важно, культурного и гумани-
тарного сотрудничества должны были, по мнению Парижа, уравно-
весить позиции Востока и Запада и привести к компромиссным реше-
ниям по всем вопросам совещания. Что касается СССР, то в Москве
полагали, что экономические, культурные и гуманитарные связи от-
носятся к одной теме - «сотрудничество».
Центральным вопросом предварительных консультаций в Хель-
синки стали так называемые «мандаты» комиссиям - еще одна особен-
ность французской позиции. В Париже считали, что повестка конфе-
ренции должна была состоять не просто из списка основных тем для
дискуссий (безопасность, экономика, культура), но и из конкретных
инструкций (мандатов) для каждой из трех комиссий. В МИД Фран-
ции этот вопрос считали «фундаментальным» и поясняли, что прове-
дение столь масштабной конференции возможно только в случае вы-
сокой вероятности ее успешного завершения и достижения сторонами
итогового компромисса. Для этого, по мнению Парижа, было необхо-
димо заранее, на предварительной стадии, договориться о конкретных
аспектах каждой из трех тем конференции
3
. СССР выступал против