Июль, 2014
Идея «экономического поясаШелкового пути» и евразийская интеграция
91
влиятельном американском журнале «Форин афферс» за июль-ав-
густ 2005 года Ф.Старр высказался за «создание Партнерства по
сотрудничеству и развитию Большой Центральной Азии (ПБЦА),
регионального форума по планированию, координации и осуществ-
лению целой серии программ США»
5
. По сути, Ф.Старр призывал
установить через Афганистан тесные связи государств Центральной
Азии с Индией и Пакистаном, что диверсифицировало бы их ме-
ждународное сотрудничество и ослабило бы (хотя об этом не гово-
рилось открыто) одностороннюю ориентацию на Москву и Пекин.
О влиянии этих идей на официальный Вашингтон говорит то,
что в октябре 2005 года К.Райс реорганизовала южноазиатский от-
дел Госдепартамента, передав ему вопросы пяти центральноазиат-
ских государств. В апреле 2006 года на слушаниях по американской
политике в Центральной Азии в подкомитете по Среднему Востоку
и Центральной Азии Комитета по международным делам Палаты
представителей Конгресса США помощник госсекретаря по Юж-
ной и Центральной Азии (то есть руководитель недавно реоргани-
зованного отдела) Р.Баучер, явно опираясь на идеи Ф.Старра, пошел
гораздо дальше, доведя их до откровенного идеологического при-
крытия продвижения американского влияния в регионе. В подго-
товленном письменном докладе он ясно дал понять, что не считает
Россию и Китай ведущими игроками в новом американском плане
по установлению тесной связи между Центральной и Южной Азией
через Афганистан
6
.
Идея «Большой Центральной Азии» вызвала неоднозначную ре-
акцию в самих центральноазиатских государствах, где мнения разде-
лились, и резко отрицательную реакцию в Пекине
7
. Реализация этого
проекта столкнулась с серьезными трудностями, так как во многом
была основана на перспективе быстрой стабилизации ситуации в
Афганистане и готовилась сразу после того, как Президент Дж.Буш-
младший объявил в июне 2004 года о победе там над терроризмом.
По мере же осложнения ситуации в Афганистане и новой интенсифи-
кации военных действий о многих экономических программах, тем
более в области транспорта и логистики, пришлось забыть.
Именно на этом фоне была выдвинута другая концепция - «Но-
вый шелковый путь». В статье, написанной Ф.Старром совместно
с А.Качинсом, авторы прямо обращаются к критикам, считающим
проблемы безопасности и неразвитости инфраструктуры препятст-
виями на пути превращения Афганистана в логистический центр