Стр. 91 - V

Упрощенная HTML-версия

«Международная жизнь»
Александр Лукин
86
Центральной Азии за счет равноправного сотрудничества и добро-
вольного восстановления политических и экономических связей на
взаимовыгодной основе, для чего есть все основания.
Политическая система большинства центральноазиатских госу-
дарств гораздо ближе российской, чем какой-либо другой (зачастую в
Центральной Азии просто копируют различные российские институ-
ты и элементы законодательства). Восстановление же десятилетиями
налаживаемых экономических и культурных связей между Россией и
Центральной Азией полностью отвечает интересам развития обеих
сторон. Некоторое разочарование в политическом и экономическом
потенциале России, наблюдавшееся в Центральной Азии в 90-х годах
ХХ века, уходит по мере укрепления экономического потенциала и
политического влияния Москвы. После событий в Грузии в 2008 году
и на Украине в 2014 году Россию начинают рассматривать в регио-
не как реальный центр геополитического влияния, способный жестко
отстаивать свои интересы, в том числе и за пределами собственных
границ. Это вызывает как некоторые опасения, так и уважение.
Все эти изменения и тенденции выразились в процессе евра-
зийской интеграции. Идея сохранения или воссоздания какой-либо
формы объединения бывших республик СССР всегда существовала
в правящих кругах многих из них. Из 15 бывших советских респу-
блик лишь некоторые (как республики Прибалтики) воспользовались
распадом СССР, чтобы навсегда оставить все постсоветские объе-
динения и присоединиться к западным экономическим и политиче-
ским союзам. В других странах, образовавших СНГ, не было едино-
го мнения относительно роли этой организации. В одних, например
в Казахстане, власти активно стремились к созданию новых форм
интеграции. В других, например на Украине, в Грузии, Туркмении, -
правящая элита, скорее, считала СНГ механизмом «цивилизованного
развода», в рамках которого можно было решить практические во-
просы разделения собственности и полномочий ранее единой страны.
Но и в большинстве таких стран часть истеблишмента и значи-
тельные части населения все же желали продолжения тесных от-
ношений с Россией и между собой. Причины этому были разные.
В Грузии и Молдове, например, национальные и языковые мень-
шинства опасались роста национализма большинства и считали бо-
лее тесный союз во главе с Россией средством обеспечения своих
прав. В других, таких как Украина и Белоруссия, значительная часть
населения была настолько связана с Россией экономическими, пси-