Июль, 2014
Внешнеполитическая стратегия США и Пятидневная война наЮжном Кавказе
77
торатом, находившимся за пределами досягаемости для правительства
Саакашвили»
42
. При этом напрочь игнорировалось то, что если Косово
- это коренные сербские земли, то Южная Осетия и Абхазия никогда не
входили в самостоятельное грузинское государство, будучи переданы в
его состав только как части России и Советского Союза.
Игнорировал Запад и то, что признание независимости Косова
противоречило соответствующей резолюции ООН, гарантировав-
шей территориальную целостность Сербии. Тем самым приоритет
международного права в политике великих держав был отменен.
Однако особенно зловещий характер имело стремление Запада при-
нять в НАТО Украину и Грузию, что являлось уже фундаменталь-
ной угрозой национальной безопасности России.
В этих условиях главный просчет неоконсерваторов состоял в
уверенности, что Россия не вмешается в уничтожение Южной Осе-
тии. Как считает Дж.Фридман, Соединенные Штаты не заметили,
как изменилась Россия в последние годы, и совершили ошибку, про-
должая смотреть на нее сквозь призму опыта 1990-х годов
43
. Между
тем Россия в последние годы укрепила свою экономику и вооружен-
ные силы. При этом В.Путин, по мнению аналитика, вовсе не стре-
мится восстановить Советский Союз. Скорее, он просто пытается
отстоять российскую сферу влияния на постсоветском пространст-
ве. Для достижения этого Россия использовала открывшееся «окно
возможностей» в ходе кризиса 2008 года на Кавказе.
Оно возникло в связи с тем, что вооруженные силы США завяз-
ли в войнах в Афганистане и Ираке. Тревожная ситуация сложилась
и в Пакистане, где политический кризис угрожал открыть доступ к
ядерному оружию исламским фундаменталистам. Все это делало не-
возможным вовлечение вооруженных сил США в конфликт в новом
регионе даже в защиту своего государства-клиента. Кроме того, по
мнению Госдепартамента США, «хотя Америка рассматривает Гру-
зию как своего главного союзника в блоке бывших советских стран,
Вашингтон нуждается в России слишком сильно по таким крупным
вопросам, как Иран, чтобы рисковать всем этим, защищая Грузию»
44
.
Особенно опасались США поставок Ирану современного рос-
сийского вооружения, например комплексов ПВО С-300. Зару-
бежная печать обращала внимание и на необходимость для США
сотрудничества с Россией по таким вопросам, как обеспечение
снабжения контингента НАТО в Афганистане
45
, ядерная политика
Северной Кореи, помощь в борьбе с терроризмом и организован-