Стр. 73 - V

Упрощенная HTML-версия

«Международная жизнь»
Руслан Дзарасов
68
циональной культуре и т. д., неоконсерваторы - в демократическом или
авторитарном характере государств. Отсюда их тезис о советском об-
ществе как «империи зла». Победа Запада в холодной войне придала
сильнейший импульс идее о том, что располагающая неоспоримым
моральным превосходством держава имеет полное право, а иногда
даже обязанность, изменять общественный строй других государств.
Этот подход получил наименование концепции «строительства наций»
(nation building)
5
. Грубый военный инструментарий имперской полити-
ки подобного рода сторонники этой теории называют «твердой силой»
(hard power). Более тонким инструментом строительства наций являет-
ся «мягкая сила» (soft power) - сеть неправительственных организаций,
имитирующих гражданское общество, но финансируемых и направля-
емых из-за рубежа. В нужный момент эти организации играют реша-
ющую роль в приведении к власти проамериканских политиков в ходе
«цветных революций». Совокупность данных методов, право на кото-
рые присвоили себе США в обход международного права и ООН, отра-
батывалась в 1990-х годах в ходе реализации «гуманитарных интервен-
ций» в Сомали, а потом на Балканах.
Однако настоящую, «неоконсервативную революцию» во внеш-
ней политике США совершил Президент Джордж Буш-мл.
6
. Она
состояла в единоличной претензии США на право определять раз-
витие международных отношений, игнорируя уже не только ООН,
но, если понадобится, и союзников по НАТО. С первых дней адми-
нистрации Дж.Буша-мл. в ней выделились три различных течения
по вопросам внешней политики, каждое со своей историей, набо-
ром основных идей и сторонниками
7
. Одну группу составляли так
называемые прагматики, или реалисты, происхождение взглядов ко-
торых можно отнести к школе «реальной политики». Это госсекре-
тарь первой администрации Буша Колин Пауэлл, его заместитель
Ричард Армитидж и отчасти советник по национальной безопасно-
сти (позже госсекретарь) Кондолиза Райс. Их взгляды проявлялись
в осторожном отношении к применению военной силы во внешней
политике, которое допустимо лишь при наличии ясных политиче-
ских и стратегических целей войны, широкой поддержке населени-
ем правительства США, наличии гарантирующего победу превос-
ходства и других ограничениях (доктрина Пауэлла).
Вторую группировку представляли националисты в лице вице-
президента Дика Чейни и министра обороны Дональда Рамсфелда.
Они верили в необходимость не только поддержания, но и приме-