«Международная жизнь»
Олег Илышев
108
В тот день сторонники одного из оппозиционно настроенных религи-
озных деятелей совершили атаки на ряд государственных учреждений
в нескольких городах страны. При этом их действия поддержала часть
солдат и офицеров ВС ДРК, дислоцированных в Киншасе. В таком
контексте Ж.Кабила может полностью полагаться лишь на находящи-
еся в его непосредственном подчинении силы Республиканской гвар-
дии, а также спецучреждения разведки и внутренней безопасности.
Наконец, положение Ж.Кабилы осложняется и распространен-
ными в ДР Конго этническими противоречиями. Выходец с востока
страны, Ж.Кабила назначает на ключевые государственные посты,
как правило, представителей восточных провинции (прежде всего
Катанги), что вызывает закономерное раздражение у остальной части
страны. В результате, согласно официальным результатам выборов
2006 и 2011 годов, на западе ДР Конго, включая столицу, традици-
онно сильны оппозиционные настроения. Их укрепляет и непублич-
ность президента, который старается избегать массовых мероприятий
и общения со СМИ.
Однако, как уже не раз демонстрировали примеры африканских
стран, одни лишь внутренние факторы вряд ли смогут привести к до-
бровольному уходу со своего поста Ж.Кабилы, в руках которого име-
ется достаточно инструментов, чтобы предопределить итоги голосо-
вания в 2016 году*. Определять же состав участников президентской
гонки и по большому счету имя следующего президента республики
будет внешний фактор - воздействие на избирательный процесс за-
падных игроков.
Стоящий сейчас перед Ж.Кабилой выбор нельзя назвать простым.
Прислушавшись к требованиям Запада и покинув кресло президента
в 2016 году, Ж.Кабила рискует утратить все свое политическое влия-
ние, не приобретя ничего взамен. Вместе с ним свои позиции утратит
и значительная часть его политического окружения.
Если действующий глава конголезского государства все же ре-
шится изменить Конституцию и принять участие в президентских
*
В первую очередь речь идет о ННИК, которая, в частности, располагает единственной существующей
базой данных переписи граждан ДР Конго, что теоритически дает ей неограниченные возможности по
«манипулированию» со списками избирателей.