Стр. 189 - V

Упрощенная HTML-версия

Июнь, 2017
Европейские мусульмане: непростые вопросы идентичности
187
вии, что он уважает общественный порядок. Он не получает ни
признания, ни финансирования от государства», - пишет другой ис-
следователь Ж.Кепель
24
. Ислам занял место рядом с католицизмом,
протестантизмом и иудаизмом как одна из религий, исповедуемых
французскими гражданами.
Проблемы интеграции мусульман во французское общество да-
леки от решения, о чем свидетельствуют, например, беспорядки,
вспыхивающие время от времени в иммигрантских предместьях. Но
в данном случае речь идет о проявлениях внешних, тогда как труд-
ности интеграции содержатся и на более глубоком уровне.
«Хотя некоторые французские мусульмане могут продолжать
рассуждать о транснациональном мусульманском государстве, они
живут в политическом пространстве Франции, - писал, например,
исламовед Р.Бовен. - В самом деле многие мусульмане во Франции
расценивают свою социальную жизнь как подчиненную в основном
французским нормам, в то время как другие, без сомнения, в гора-
здо меньшем количестве, могут рассматривать только исламские
правила в качестве определяющих их жизнь. Для тех, кто находится
посредине, тех, кто рассматривает одинаково релевантными ислам-
ские и французские законы либо потому что считает их одинаково
законными, жизнь несколько более усложнена»
25
.
Так, примером могут служить вопросы брака и развода. Француз-
ские законы предусматривают приоритет светского брака и его полное
отделение от религиозных ритуалов, требуя, чтобы пара сочеталась
браком в ратуше; свадьбы, проведенные же религиозными деятелями,
не только не имеют никакой законной силы, но и технически незакон-
ны, если осуществляются до государственной регистрации брака.
Политика мультикультурализма, проводящаяся в Великобрита-
нии, подразумевает мирное сосуществование на территории страны
выходцев из разных стран, культур и вероисповеданий. В то же вре-
мя в британском обществе растет обеспокоенность, что побочным
эффектом такой политики становится размывание традиционных
британских ценностей. Критики мультикультурализма утвержда-
ют, что существовавшая в Великобритании с 1960-х годов концеп-
ция «множества культур» более не имеет практического значения, а
лишь способствует растущему отдалению этнических и культурных
групп друг от друга. В докладе Королевского объединенного инсти-
тута оборонных исследований, подготовленном в 2008 году профес-
сором Лондонской школы экономики Г.Принсом и бывшим лидером