Стр. 188 - V

Упрощенная HTML-версия

«Международная жизнь»
Андрей Яшлавский
186
ет подозреваемых в преступлениях, работала на руку многочислен-
ным теневым фигурам»
21
.
Проблема радикализации молодых европейских мусульман по-
лучила особую остроту на фоне конфликтов в Сирии и Ираке, куда
на контролируемые джихадистскими группировками территории
из стран Европы устремляются сотни мужчин и женщин, имеющих
гражданство европейских государств. Возвращаясь из зоны кон-
фликта, обрастая связями и «обогащаясь» боевым опытом, получив
дополнительную идеологическую подпитку, они могут представ-
лять потенциальную угрозу европейской безопасности
22
.
Несмотря на то, что в экстремистскую деятельность вовлечена
лишь весьма незначительная часть европейских мусульман, они тем
не менее бросают тень на все мусульманское сообщество в Европе.
Естественно, это затрудняет и без того сложные процессы интегра-
ции иммигрантов и поисков путей взаимопонимания между евро-
пейскими жителями различных культур и вероисповеданий. Более
того, осуществленные на территории европейских стран теракты,
организованные исламистскими экстремистами, заставляют жите-
лей Европы все чаще задумываться над тем, насколько оправдан-
ной и эффективной оказывается политика их национальных прави-
тельств по отношению к иммигрантам.
В качестве подходов, практикуемых в Европе по отношению к
вживанию мусульман в местное общество, можно выделить француз-
ский и британский. Французская политическая модель, продвигаю-
щая интеграцию (вплоть до ассимиляции) иммигрантов, диаметраль-
но противоположна британской политике мультикультурализма.
Франция имеет самое большое в Европе мусульманское населе-
ние как в процентном отношении к общему населению, так и в аб-
солютных числах. «Мусульмане более не иностранцы, - утверждает
О.Руа. - Но эта интеграция была достигнута не путем ассимиляции,
на что часто надеялись в принимающей стране, не путем создания
мультикультурного общества, как это часто описывалось (т. е. непо-
средственное соседство различных культур). Она была достигнута
путем переплавки изначальных идентичностей в новый изменчивый
набор моделей идентичности, которые избегают любую попытку
«субстанциализировать» их»
23
.
Французская модель светского государства предполагает, что
«ислам пользуется теми же правами и обязанностями, что и другие
религии. Его свободное исповедование гарантировано при усло-