Стр. 178 - V

Упрощенная HTML-версия

«Международная жизнь»
Андрей Яшлавский
176
Спустя пять лет солидарность с этими словами выразила и кан-
цлер А.Меркель, напомнившая, что многие из примерно 4 млн.
проживающих в Германии мусульман практикуют свою веру, в
учебных заведениях преподается религиоведение, есть кафедры ис-
ламской теологии и т. д.
6
. Но не менее показательна и реакция на
заявление К.Вульфа со стороны известного немецкого публициста
Р.Джордано, выступившего с открытым письмом Президенту ФРГ, в
котором он подверг острой критике высказывания главы немецкого
государства. По мнению Джордано, непродуманная миграционная
политика властей Германии ведет к тому, что мигранты, выступаю-
щие как носители «архаических» ценностей и мышления, лишен-
ного привычки к рефлексии и самокритике, начинают угрожать
демократическому государству, история которого покоится на хри-
стианской культуре, обеспечившей ему качественный скачок в ци-
вилизационном развитии
7
.
КОНТАКТЫ И КОНФЛИКТЫ
Возрастание численности мусульман в Европе, влекущее за со-
бой возрастание и их роли в социально-политической жизни Евро-
пы, демонстрирует новые вызовы.
В целом мусульмане продолжают оставаться в Европе религи-
озным меньшинством. Соответственно, проблема взаимоотноше-
ний между большинством, представленным автохтонным насе-
лением европейских стран, и меньшинством (иммигранты и/или
их потомки) существует, имея различные измерения. Автор кни-
ги «Ислам в Европе: интеграция или маргинализация?» Р.Поли
пишет о «фундаментальном общественном водоразделе между
христианским и мусульманским сегментами населения» в совре-
менной Западной Европе: «Эти разграничения, в свою очередь,
выросшие из религиозных, так же как и из этнических, расовых
и социоэкономических, различий, настраивают представителей
большинства, состоящего из местных уроженцев, против групп не-
европейского меньшинства»
8
.
Не следует сводить эти взаимоотношения чисто к религиозному
аспекту. Настороженность, которую испытывают многие жители За-
падной Европы к своим новым соседям, не диктуется одной лишь
предубежденностью в отношении ислама. Скажем, порой христиан-