Стр. 177 - V

Упрощенная HTML-версия

Июнь, 2017
Европейские мусульмане: непростые вопросы идентичности
175
прекращалась, несмотря на ограничительные законодательные меры.
Как отмечает О.Руа, по историческим и географическим причинам
большинство иммигрантов были мусульманами: североафриканцы и
выходцы из Центральной и Западной Африки во Франции и Бельгии,
выходцы из Южной Азии в Великобритании, турки в Германии, Гол-
ландии и немецкоязычной Швейцарии, притом что реальная картина
была гораздо сложнее. Например, турки также ехали в Восточную
Францию, Фландрию, а марокканцы - в Бельгию и Нидерланды.
В 1990-х годах с проблемой иммиграции серьезно столкнулись
Испания и Италия. «Ужесточение миграционных правил приве-
ло к тому, что многие гастарбайтеры предпочли не возвращаться,
как предполагали прежде, на свою родину, а остаться в европей-
ских странах, перевезя сюда и свои семьи. Миллионы представите-
лей второго поколения мусульман родились в Европе. В некоторых
странах (таких как Франция) они почти автоматически получали
гражданство к моменту совершеннолетия, в других (Германия, Да-
ния, Швейцария) им приходилось проходить через специфический
и сложный процесс натурализации»
4
.
По разным прогнозам, в ближайшие десятилетия доля мусульман
в Европе значительно вырастет на фоне старения большинства насе-
ления Франции, Германии, Великобритании и других стран. По оцен-
кам профессора Университета штата Пенсильвания Ф.Дженкинса, к
2100 году мусульмане составят около 25% европейского населения
5
.
Следует заметить также, что на карте Европы (не говоря уже о
постсоветском пространстве) появились страны с населением, по-
давляющая или большая часть которого исповедует ислам, - Босния
и Герцеговина, Албания, а также признанный большинством евро-
пейских стран в качестве независимого государства Край Косово.
Как бы то ни было, несостоятельность прежнего восприятия Ев-
ропы как «оплота христианского мира» становится все более очевид-
ной. Европа превращается в по-настоящему поликонфессиональный
регион, в котором ислам в качестве признанной религии занимает
место наряду с традиционными христианскими конфессиями и иу-
даизмом. В этой связи показательны слова Федерального президента
Германии К.Вульфа, сказанные им в октябре 2010 года на торжест-
венной церемонии по случаю 20-й годовщины объединения страны:
«Христианство, безусловно, является частью Германии. Иудаизм,
безусловно, является частью Германии. Это наша иудео-христиан-
ская история. Но сегодня ислам также стал частью Германии».