Стр. 155 - V

Упрощенная HTML-версия

Июнь, 2017
Ислам: между Аверроэсом и аль-Багдади
153
вызывая конфликты и чаще приводя лишь к очередным уступкам
мусульманской общине, которая в любом случае последовательно
дрейфует в направлении все большей экстерриториальности и «аль-
тернативной лояльности»*. Укреплению обособленности способст-
вует также продолжающаяся мечетизация и анклавная шариатиза-
ция Европы.
Для большей иллюстративности можно было бы выстроить сво-
его рода социокультурную линию размежевания между условным
«мусульманским Востоком» и «христианским Западом»:
Таблица 1
Темы
Мусульманский Восток
Христианский Запад
Время
Время воспринимается бес-
конечным и самостоятельной
ценности не имеет. В том чи-
сле отсюда неточность и не-
обязательность, сосуществу-
ющие с готовностью тратить
больше времени на родствен-
ников и друзей
Время воспринимается стро-
го конечным и исключитель-
но ценным. Отсюда «время -
деньги», а «точность - веж-
ливость королей». Оборотная
сторона: весьма дозирован-
ное общение с родственника-
ми и друзьями
Общество и личность
Коллективное должно иметь
преимущество над личным;
обратное означает поощрение
эгоизма, вседозволенности и
снижение защищенности от-
дельного человека
Ценности индивидуальной
свободы и инициативы - осно-
ва западного образа жизни.
Усиление коллективных начал
расценивается как покушение
на демократию
Особенности
взаимоотношений
Обладают сильной склонно-
стью создавать пожизненные
отношения. Преданы челове-
ческим отношениям
Привыкли к краткосрочным
отношениям. Преданы ра-
боте
Планирование
Меняют планы часто и легко Твердо преданы планам
Контекстность
Речь наполнена подтекс-
том, фоновой информацией,
символами и аллюзиями.
В процессе межкультурной
коммуникации страдают от
излишней прямоты и нетак-
тичности
Подчеркнуто эксплицитны;
подтекст, разумеется, суще-
ствует, но его удельный вес
минимален. В процессе меж-
культурной коммуникации
страдают от недомолвок и
намеков
*
Роль одного из первопроходцев здесь сыграл создатель так называемого Мусульманского парламента
Великобритании Калим Сиддики (1933-1996 гг.), который еще в 1992 г. дал однозначную рекомендацию
всем правоверным мусульманам в случае коллизии законов страны пребывания и законов шариата без
колебаний следовать последним. Сегодняшнее положение дел в Соединенном Королевстве показывает,
что его совет был услышан.