Стр. 84 - V (1)

Упрощенная HTML-версия

«Международная жизнь»
Фарит Мухаметшин
82
Республики Молдова, принятом в 2014 году без учета предложений,
вносившихся этнокультурными организациями.
Согласно кодексу, учебный процесс в системе образования дол-
жен осуществляться на румынском языке и в пределах возможностей
образовательной системы - на одном из языков международного об-
щения или на языках национальных меньшинств. «В случае доста-
точной потребности» в районах традиционного проживания нацио-
нальных меньшинств государство обязуется обеспечить, «насколько
это возможно в рамках системы образования», чтобы лица, принад-
лежащие к этим группам населения, располагали надлежащими воз-
можностями обучаться родному языку или на этом языке на уровне
обязательного образования. Четкие критерии определения уровня
«возможностей образовательной системы» и «достаточности потреб-
ностей» в изучении языка нацменьшинств в кодексе не прописаны.
Расплывчатость формулировок создает почву для беспокойства,
и небезосновательно. Дело в том, что в реальной жизни эти «воз-
можности» становятся все меньше. Например, молдавские вузы с
каждым годом выпускают все меньше преподавателей языков наци-
ональных меньшинств, в том числе русистов.
Руководители этнокультурных организаций констатировали на
встрече с верховным комиссаром ОБСЕ, что положения кодекса,
фактически гарантирующего осуществление учебного процесса
только на румынском языке, противоречат пункту 2 статьи 35 Кон-
ституции Республики Молдова, которая гласит, что государство
обеспечивает в соответствии с законом право лица на выбор языка
обучения. В этой связи представители нескольких этнокультурных
организаций (причем не только русских общин) обратились к де-
путатам Парламента с просьбой направить запрос в Конституци-
онный суд РМ о проверке соответствия положений кодекса Основ-
ному закону страны.
В целом нацменьшинства, разочарованные тем, что их мнение
не было учтено при подготовке этого закона, пессимистично на-
строены и в отношении Стратегии интеграции национальных мень-
шинств. Они не особенно рассчитывают отстоять свои права и за-
конные интересы через публичные обсуждения, на которые вынесен
документ (так же как в свое время кодекс). Как отметил председа-
тель гагаузской общины РМ Николай Терзи
2
: «С представителями
нацменьшинств не посчитались при разработке Кодекса об образо-
вании. Сейчас происходит то же самое».