Стр. 83 - V (1)

Упрощенная HTML-версия

Июнь, 2015
Стратегия интеграции нацменьшинств - чего ждать...
81
НАЦМЕНЬШИНСТВА: ПРОБЛЕМА - НЕ В ОТСУТСТВИИ
НУЖНЫХ ЗАКОНОВ, А В ИХ НЕСОБЛЮДЕНИИ
Давая оценку состоянию дел в сфере обеспечения прав нацио-
нальных меньшинств в Республике Молдова, разработчики Страте-
гии отметили развитую нормативно-правовую базу. К ней отнесли
28 актов, включая Конституцию, Концепцию национальной полити-
ки РМ от 19 декабря 2003 года, Закон о функционировании языков
от 1 сентября 1989 года, Закон о правах лиц, принадлежащих к на-
циональным меньшинствам, и правовом статусе их организаций от
19 июля 2001 года и другие. Однако представители нацменьшинств
неоднократно выражали обеспокоенность не отсутствием каких-ли-
бо норм, защищающих их права, а их несоблюдением. На встрече с
Астрид Торс в апреле этого года представители русской общины РМ
особо выделили, что проект Стратегии даже не отражает духа наци-
онального законодательства в этой части.
Можно привести целый ряд примеров ограничения в Молдове
прав нацменьшинств, гарантированных в одних законах, путем при-
нятия других, подрывающих первые. На этом «стыке», в результате
возникающей коллизии правовых норм, и происходит ущемление
законных интересов граждан.
Например, многие представители нацменьшинств Молдовы рас-
сматривают как противоречащие своим конституционным правам
поправки к Закону об удостоверяющих личность документах наци-
ональной паспортной системы, которые предусматривают оформле-
ние удостоверений личности только на государственном языке, без
указания отчества. Представители проживающих в стране народов,
для которых отчество является важной частью имени, считают свои
права нарушенными. Попытки отстоять справедливость в высоких
судебных инстанциях в республике, в том числе в Конституционном
суде, не дали ожидаемого результата. Правозащитники констатиру-
ют, что остается прибегнуть к международному правосудию Евро-
пейского суда по правам человека.
DÉJA-VU В ВОПРОСЕ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ НАЦМЕНЬШИНСТВ:
ОТ НАДЕЖД ДО ДЕВАЛЬВАЦИИ ДОВЕРИЯ
Нацменьшинства отмечают также нарушение своих конститу-
ционных прав на выбор языка обучения в Кодексе об образовании