Стр. 44 - V (1)

Упрощенная HTML-версия

«Международная жизнь»
Ольга Лебедева
42
Акторами публичной дипломатии теперь являются не только го-
сударства и дипломаты, но и отдельные лица, группы, институты,
участвующие в межкультурном, межкоммуникационном обмене,
который оказывает влияние на международные отношения в рамках
отношений двух или более государств. С каждым днем отдельные
граждане, неправительственные организации и транснациональные
корпорации принимают все более активное участие в дискуссии по
проблемам международных отношений.
Сама по себе публичная дипломатия ни в коей мере не является
заменой традиционной, она лишь успешно ее дополняет и позволя-
ет подготовить наиболее благоприятный политический климат для
последующих шагов на внешнеполитической арене. Публичную
дипломатию относят к «мягкой силе», в ее основе лежат механиз-
мы убеждения, основывающиеся на формировании положительного
образа страны, опираясь на идеологическую, культурную и инсти-
туциональную привлекательность.
В современной России не существует государственного органа,
который бы систематически управлял публичной дипломатией: есть
Министерство иностранных дел, Министерство регионального раз-
вития, Общественная палата, Россотрудничество, «РИА Новости»,
«Russia Today» (RT) и т. д., но нет механизма их координации. Так,
управление российской публичной дипломатией происходит на
уровне высшего руководства страны, и непосредственные распоря-
жения отдаются руководством пресс-службы первых лиц государст-
ва. Несмотря на некоторые достоинства, у подобной структуры есть
и очевидные недостатки: во-первых, в силу количества обязаннос-
тей занимающим эти должности сложно руководить публичной ди-
пломатией систематически, на повседневной основе. Во-вторых, вся
организация носит строго вертикальный характер, что затрудняет
проявление инициативы снизу и усложняет горизонтальную коопе-
рацию. Такая структура не отвечает требованиям координации сис-
темы публичной дипломатии на постоянной основе. Хотя некоторые
элементы этой системы и имеют значительный опыт сотрудничест-
ва между собой (например, МИД и Россотрудничество).
Весьма ответственную роль выполняет Россотрудничество - Фе-
деральное агентство по делам Содружества независимых госу-
дарств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по между-
народному гуманитарному сотрудничеству. Оно стало своего рода
ответом на вызовы времени, требующие нового, комплексного под-