Стр. 145 - V (1)

Упрощенная HTML-версия

Июнь, 2015
Современная Германия вфарватере концепции глобального лидерства США
143
стве антагонистичных настроений в отношении перспектив созда-
ния трансатлантической зоны свободной торговли между США и
ЕС. Так, сегодня лишь 39% жителей Германии выступают за под-
писание соответствующего соглашения с американской стороной.
Одновременно с этим смена акцентов в сторону трансатланти-
ческого партнерства способна ускорить процесс потери Германией
исторического партнера в лице России. В данном контексте, види-
мо, российской стороне необходимо и дальше продвигать идею
формирования единого экономического и гуманитарного простран-
ства от Лиссабона до Владивостока, в том числе посредством созда-
ния зоны свободной торговли между ЕС и ЕАЭС.
Наконец, важным фактором, влияющим на положение ФРГ в си-
стеме современных международных отношений, является процесс
трансформации культурного сознания немецкого общества в соот-
ветствии с американскими стандартами. В условиях глобализации
Германия столкнулась с проблемой попадания в капкан «мягкой
силы» США, или американской культурной экспансии. Американ-
ский политолог Дж.Най отметил на этот счет, что «задолго до па-
дения Берлинской стены в 1989 году «отверстия» в ней были уже
проделаны западным телевидением и западными кинофильма-
ми. Молоты и бульдозеры не сработали бы без трансляций в тече-
ние долгих лет имиджей поп-культуры Запада, подточивших стену
раньше, чем она рухнула»
15
. В этой связи руководству ФРГ сложно
сегодня что-либо противопоставить уже укоренившейся в умах ря-
довых немецких обывателей любви к продукту сбалансированной
внешней культурной политики Вашингтона.
Признание руководством ФРГ глобального лидерства США при-
водит к непоследовательности современной политики Германии в
отношении России. Германская сторона вынуждена прислушиваться
к мнению «старшего партнера» по ту сторону Атлантики и в этой
связи пренебрегать интересами своего станового хребта - немецкого
бизнеса, не заинтересованного в разрыве сотрудничества с Россией.
В соответствии с опросами, проведенными в декабре 2014 года Рос-
сийско-германской внешнеторговой палатой среди представителей
германского бизнеса, две трети (66%) респондентов выразили сом-
нение в эффективности западных санкций в отношении нашей стра-
ны. Более 58% из них ощущают негативное воздействие рестрикций
Запада на своем бизнесе
16
. В свою очередь, в связи с прогнозируе-
мым сокращением объема экспорта ФРГ в Россию в 2015 году на