«Международная жизнь»
Илья Рогачев
14
дарственного контртеррористического взаимодействия, включая
санкционные режимы Совета Безопасности ООН;
- как и международное контртеррористическое сотрудничество,
взаимодействие государств на направлении борьбы с экстремизмом
должно строиться на следующих ключевых принципах: необходи-
мость опоры на выработанную международно-правовую контртер-
рористическую базу (профильные резолюции Совета Безопасности
ООН, Глобальную контртеррористическую стратегию ООН); при-
знание центральной роли государств и их компетентных органов в
контртерроризме и антиэкстремизме, в том числе на международ-
ном уровне; недопустимость использования проблематики противо-
действия терроризму и экстремизму и тем более террористических
и экстремистских группировок в качестве инструмента внешней
политики, геополитики и вмешательства во внутренние дела госу-
дарств, дестабилизации «неугодных» режимов;
- борьба с терроризмом и экстремизмом, безусловно, не должна ис-
пользоваться в качестве предлога для произвольного, необоснованного
ограничения основных прав и свобод, но не менее значимым является
тот принцип, согласно которому задачи обеспечения контртеррори-
стической и антиэкстремистской защищенности общества, с одной
стороны, и задачи соблюдения прав человека, с другой стороны, не про-
тиворечат друг другу, а, напротив, являются взаимодополняющими и,
более того, взаимно обуславливающими. Экстремизм и терроризм по-
кушаются на главное право человека - право на жизнь, которое долж-
но быть защищено, прежде всего государством и обществом;
- противодействие экстремизму не может быть реализовано ис-
ключительно усилиями государств и их компетентных органов без
создания в обществе атмосферы категорического отторжения на-
силия, оправдываемого террористами и экстремистами любыми
идейными, политическими, националистическими или иными лозунга-
ми. Ведущая роль государств в противодействии террористическим
и экстремистским угрозам должна пониматься широко, в том числе
как необходимая основа для эффективного и партнерского - то есть
предполагающего разделение ответственности - сотрудничества с
гражданским обществом. В рамках превенции терроризма и в более
широких параметрах противодействия экстремизму требуется си-
стемное, комплексное и инициативное подключение - в рамках свой-
ственных полномочий и возможностей - институтов гражданского
общества, прежде всего авторитетных общественных фигур, за-