Май, 2018
Об итогах Международной научно-практической конференции...
13
нятия «терроризм». Можно при этом вести речь об определении
экстремизма в качестве системного и сознательного выбора ка-
ких-то групп людей или отдельных лиц в пользу разрешения тех или
иных политических, идеологических, социальных, национальных и
прочих проблем незаконным путем, нарушающим конституционные
основы и традиционные устои государств и обществ, а также
права значительных масс людей. Не всегда, но часто такие дейст-
вия экстремистов связаны с насилием, а крайним проявлением экс-
тремизма является терроризм;
- выработка определения «экстремизм» в практическом пла-
не уже может опереться на конкретные формулировки как в ряде
национальных законодательств и концептуальных документов,
включая российские, так и в новаторской Конвенции ШОС по про-
тиводействию экстремизму (подписана главами государств - чле-
нов ШОС в Астане 9 июня 2017 г.), в которой под экстремизмом
понимаются не только его наиболее опасные, насильственные
проявления (антиконституционные действия, направленные про-
тивгосударства),нотакжевширокомсмыслененасильственные,идео-
логические и пропагандистские составляющие этого явления, в
равной степени опасные, дестабилизирующие общество;
- напротив, не считаем вполне удачной попытку ввести анти-
экстремистские задачи в рамки международного сотрудничест-
ва и соответствующих национальных усилий под эгидой концепции
«противодействия насильственному экстремизму», запущенной на
так называемом «Вашингтонском саммите» в феврале 2015 года и
в дальнейшем международно «оформленной» в том числе в «Плане
предупреждения насильственного экстремизма» бывшего Генераль-
ного секретаря ООН Пан Ги Муна (представлен в январе 2016 г.).
Концепция содержит целый ряд фундаментальных изъянов, пред-
полагает в определенных версиях сценарии произвольного вмеша-
тельства во внутренние дела суверенных государств, более того,
может служить инструментом для провоцирования экстремизма,
дестабилизации и даже смещения законных властей, произвольно
квалифицируемых как «репрессивные» или «авторитарные» режи-
мы. Реализация концепции ПНЭ уже фактически приводит к размы-
ванию важнейших, основополагающих понятий и принципов в рамках
контртеррористического сотрудничества, подрыву его эффектив-
ности и даже к оправданию террористов (теперь «насильственных
экстремистов») и их выводу из-под действия механизмов межгосу-