Май, 2018
«Еврейский вопрос» в итальянском обществе во времена Бенито Муссолини
155
ма на фоне «разоблачения» еврейских корней некоторых участников
революции 1917 года в России
14
.
С этого времени в итальянской прессе периодически начинают по-
являться антисемитские статьи. Так, известный фашистский политик,
будущий министр без портфеля (1942 г. - июль 1943 г.) Джованни Пре-
циози, зацикленный на идее «еврейского заговора», публикует ряд ма-
териалов, доказывающих якобы научную природу «еврейской пробле-
мы»
15
. Кстати, именно он перевел на итальянский язык пресловутые
«Протоколы сионских мудрецов». Наряду с Дж.Прециози другой фа-
шистский теоретик Юлиус Эвола также был убежден в необходимо-
сти создания «чистой итальянской расы»
16
.
Идеи Ю.Эволы стали широко тиражироваться в конце 1930-х го-
дов после того, как Б.Муссолини ознакомился с размышлениями этого
философа о делении расы как биологической и духовной категории на
«расу тела», «расу души» (тип характера, образ жизни и эмоциональ-
ное отношение к окружающей среде и обществу) и «расу духа» (рели-
гиозная принадлежность и отношение к традиционным ценностям).
После покушения на Муссолини в ноябре 1926 года был издан
закон о роспуске всех «антинациональных» партий, что де-факто
означало переход к однопартийной системе. Окончательное сращи-
вание государственного и партийного аппарата завершилось приня-
тием Закона о реформе политического представительства от 17 мая
1928 года, изменившего избирательную систему: закон был сформу-
лирован таким образом, что в парламент попадали только предста-
вители фашистского блока. Новая избирательная система состояла
из трех ступеней: 1) «признанными законом профсоюзами, юри-
дическими лицами и ассоциациями» выдвигались кандидаты, ко-
личество которых было в два раза больше, чем мест в парламенте;
2) из предложенных лиц отбирали кандидатов для голосования
- составлялся список от Большого фашистского совета (БФС), вы-
биравшего их по своему усмотрению; 3) проводилось всеобщее го-
лосование по списку, утвержденному БФС. Таким образом, все оп-
позиционные или даже простые независимые от режима партии и
организации «выводились за скобки».
Происходят перемены и в религиозной сфере. Через год после
подписания Латеранских соглашений (1929 г.), урегулировавших раз-
ногласия между Святым престолом и правительством Италии, дуче
принимает в отношении еврейской общины так называемый Закон
Фалько, который объединял еврейские религиозные организации в