Стр. 181 - V

Упрощенная HTML-версия

Май, 2016
Самодержавная Россия: движение «встреч солнцу» и народыСибири
175
на вопрос, каким образом в Уральском федеральном округе оказались
Курганская и Тюменская области, а также Ханты-Мансийский и Яма-
ло-Ненецкий автономные округа, расположенные в Западно-Сибир-
ском экономическом районе? Логика подсказывает, что, во-первых,
число федеральных округов на территории Сибири и Дальнего Вос-
тока должно соответствовать числу экономических районов; во-вто-
рых, федеральный округ по своему назначению должен представлять
собой крепкую административную «насадку» на соответствующий
экономический район. Это придаст федеральному округу бóльшую
устойчивость и самостоятельность, в конечном итоге укрепит и вер-
тикаль власти. Тогда и надобность в ручном управлении главы РФ в
Сибирском и Дальневосточном ФО в экстремальных случаях, вероят-
но, сама собой отпадет.
В настоящее время в управлении территориями Сибири и Даль-
него Востока упор делается исключительно на административный
ресурс. Несколько лет назад было создано Министерство по раз-
витию Дальнего Востока. Это новое ведомство, в свою очередь,
создает и новые бюрократические структуры. За последнее время
был разработан ряд программ, связанных с созданием Агентства
Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экс-
порта, Агентства по развитию человеческого капитала на Даль-
нем Востоке, акционерного общества «Дальний Восток» и т. д.
Одновременно на уровне федерального правительства выдвинуты
также предложения выселить на Дальний Восток головные офисы
госкомпаний и профильные ведомства, связанные с Сибирским и
Дальневосточным регионами.
Но все эти инициативы объективно ведут к распылению адми-
нистративного ресурса федерального центра на территории Сибири
и Дальнего Востока. Напомню, что исполнительная власть в азиат-
ской части России в годы самодержавного правления всегда стре-
милась к тому, чтобы сосредоточить в своих руках всю полноту(!)
как территориального, так и функционального (отраслевого) управ-
ления регионом.
Следует также отметить, что сибирский опыт самодержавной
власти позволил определить и слагаемые успеха в дальнейшем осво-
ении окраинных территорий. Ведь успешное покорение Сибири ста-
ло возможным лишь при соединении царизмом воедино трех групп
интересов: интересов государства, интересов российского капитала
и интересов народных масс. На первоначальном этапе это уникаль-