Май, 2016
            
            
              Самодержавная Россия: движение «встреч солнцу» и народыСибири
            
            
              175
            
            
              на вопрос, каким образом в Уральском федеральном округе оказались
            
            
              Курганская и Тюменская области, а также Ханты-Мансийский и Яма-
            
            
              ло-Ненецкий автономные округа, расположенные в Западно-Сибир-
            
            
              ском экономическом районе? Логика подсказывает, что, во-первых,
            
            
              число федеральных округов на территории Сибири и Дальнего Вос-
            
            
              тока должно соответствовать числу экономических районов; во-вто-
            
            
              рых, федеральный округ по своему назначению должен представлять
            
            
              собой крепкую административную «насадку» на соответствующий
            
            
              экономический район. Это придаст федеральному округу бóльшую
            
            
              устойчивость и самостоятельность, в конечном итоге укрепит и вер-
            
            
              тикаль власти. Тогда и надобность в ручном управлении главы РФ в
            
            
              Сибирском и Дальневосточном ФО в экстремальных случаях, вероят-
            
            
              но, сама собой отпадет.
            
            
              В настоящее время в управлении территориями Сибири и Даль-
            
            
              него Востока упор делается исключительно на административный
            
            
              ресурс. Несколько лет назад было создано Министерство по раз-
            
            
              витию Дальнего Востока. Это новое ведомство, в свою очередь,
            
            
              создает и новые бюрократические структуры. За последнее время
            
            
              был разработан ряд программ, связанных с созданием Агентства
            
            
              Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экс-
            
            
              порта, Агентства по развитию человеческого капитала на Даль-
            
            
              нем Востоке, акционерного общества «Дальний Восток» и т. д.
            
            
              Одновременно на уровне федерального правительства выдвинуты
            
            
              также предложения выселить на Дальний Восток головные офисы
            
            
              госкомпаний и профильные ведомства, связанные с Сибирским и
            
            
              Дальневосточным регионами.
            
            
              Но все эти инициативы объективно ведут к распылению адми-
            
            
              нистративного ресурса федерального центра на территории Сибири
            
            
              и Дальнего Востока. Напомню, что исполнительная власть в азиат-
            
            
              ской части России в годы самодержавного правления всегда стре-
            
            
              милась к тому, чтобы сосредоточить в своих руках всю полноту(!)
            
            
              как территориального, так и функционального (отраслевого) управ-
            
            
              ления регионом.
            
            
              Следует также отметить, что сибирский опыт самодержавной
            
            
              власти позволил определить и слагаемые успеха в дальнейшем осво-
            
            
              ении окраинных территорий. Ведь успешное покорение Сибири ста-
            
            
              ло возможным лишь при соединении царизмом воедино трех групп
            
            
              интересов: интересов государства, интересов российского капитала
            
            
              и интересов народных масс. На первоначальном этапе это уникаль-